Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНаталья Оськина
1 Правовое воспитание в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 «Белочка» г. Котовск Тамбовской области 2011 год
2 Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
3 Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. АКТУАЛЬНОСТЬ
4 Основные задачи - создание условий для формирования у детей правовой компетентности; - ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально- правовыми нормами и правилами поведения; - формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей; - воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков; - содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; - воспитание уважения к достоинству и мнению другого - создание в ДОУ правового пространства ; - повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей; - создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс; - повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье; - формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.
5 Условия для осуществления правового воспитания -Разработана система планирования работы; - Обеспечено научно-методическое сопровождение; - Подготовлен дидактический материал; - Создана необходимая предметно - развивающая среда.
6 Механизм реализации -Работа с педагогическим составом; -Работа с детьми; -Работа с родителями.
7 Работа с педагогами ДОУ Организуются: - Советы педагогов; - консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей; - семинары с целью разрешения теоретических и практических вопросов правовоспитательной деятельности детского сада; - взаимопосещения педагогов открытых занятий в рамках правового воспитания; Составлен: план методической работы на год.
8 Сентябрь Изучение документов "Всеобщей декларации прав человека", "Конвенции ООН Оправах ребенка", "Семейного кодекса РФ". Работа «Школы общения» по темам « Правоотношения», «Правовая культура педагога ДОУ». Диагностика профессиональных качеств педагогов. Октябрь Семинар "Актуальность проблемы гражданско-правовых знаний детей". Обсуждение вопросов в "Правовой академии педагогов". Разработка анкет-опросников для родителей. Ноябрь Работа «Школы общения» по темам «Правовая культура родителей», «Правосознание». Взаимопосещение занятий по правовому воспитанию. План работы с педагогами на учебный год
9 Декабрь Совет педагогов «Гражданско-правовое воспитание в ДОУ». Конкурс профессионального мастерства: показ занятий «Ребенок и его права». Семинар "Жестокое обращение с детьми". Январь Педагогический мост "Развитие у ребенка положительного отношения и чувства симпатии к народам разных национальностей". Работа «Школы общения» по теме «Наказания и поощрения в процессе воспитания дошкольников». Февраль Практикум "Какие "барьеры" встречаются в работе воспитателя?" Мини-дискуссия на тему "Как бы ты поступил?" Март Проведение "Недели прав ребенка". Консультация "Ребенку необходимо самоуважение". Апрель Факультативные занятия по праву. Работа «Школы общения»: изучение проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с детьми. Май Анализ деятельности ДОУ за год по проблеме "Формирование основ правового сознания у дошкольников".
10 Работа с детьми Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
11 Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников Организованное обучение Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей
12 Организованная форма обучения Организованная форма обучения Беседы на этические темы, мини- дискуссии Знакомство с правами человека Сюжетно- ролевые игры, инсценировки, дидактические игры Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков Изобразительная, трудовая деятельность Проблемно- поисковая деятельность Физкультурно- оздоровительная деятельность
13 Самостоятельная деятельность детей Работа с литературой Самостоятельная деятельность детей Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений Разные виды игр Продуктивные виды деятельности Двигательная активность
14 Продуктивная Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативности Ролевые, театрализованные, дидактические игры Проблемная Поисково- экспериментальная Ведущие виды деятельности для организации правового воспитания
15 Реализация задач - игровые занятия со знакомыми сказочными героями; - КВН ; - традиционные праздники – концерты; - беседы; - экскурсии; - чтение художественной литературы; - познавательные и развивающие игры; - наблюдения.
16 Особенности правового воспитания с учетом возраста детей Младший возраст Главная задача: реально ограждать и предохранять детей от зла, защищать их. Важно воспитать у ребенка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В младшем возрасте необходимо сформировать у ребенка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника. Темы ознакомления детей младшего возраста с основами правового сознания: "Я - человек", « Мое имя», "Я и моя семья", « Я и мои игрушки", "Я и люди на Земле", "Я и мои права". Старший возраст Главная задача: знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Темы ознакомления детей с основами правового сознания: "Знакомство с Декларацией прав человека", "Право на жизнь, свободу, семью", "Право на жилье, пищу, личное имущество", "Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь", "Право на медицинскую помощь и охрану здоровья", "Защита детей", "Право на дружбу и собственное мнение", "Я и общество".
17 Работа с родителями Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в правовоспитательном процессе.
18 Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания - С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей; - О существовании Семейного кодекса известно лишь 58%, но смогли назвать свои права и обязанности только 28 %; - Только половина родителей (54% ) понимают, что уходя из дома по своим делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права; - 85,7 % родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права, вместе с тем, 73%, допускают щелчок по попе и 31 % - использование ремня, как наказания.
19 Анкетирование родителей по теме «Наказание в воспитании» - 92% родителей наказывают своих детей (от физического воздействия до речевой агрессии); - 92% опрашиваемых ответили, что их самих в детстве наказывали; - 78% родителей объяснили, что их раздражает в ребенке капризы, ложь, истерики, непослушание, неаккуратность; - 84% родителей не знают, в чем проявляется нарушение прав ребенка.
20 Факторы риска - неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; - присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; - безработица, финансовые трудности; - постоянные супружеские конфликты; - статус беженцев, вынужденных переселенцев; - низкий уровень культуры, образования родителей, -негативные семейные традиции; - нежеланный ребенок; - умственные или физические недостатки ребенка; - "трудный" ребенок.
21 На что обратить внимание - Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. - Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. - Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). -Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. - Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. - Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). - Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. - Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). - Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех. - Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
22 Эмоциональные состояния: грустно радостно, сердито, удивленно, восхищенно и т.д. Поведение родителей - В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. - На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. - Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
23 Впечатления Что предпринять - Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдая за его поведением. - Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. - Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
24 Мероприятия ДОУ по правовому просвещению родителей Активности Продуктивности Увлеченности - В каждой возрастной группе оформлены информационные стенды «Защита прав ребенка»; - Организуются консультации- беседы с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок»; - Проводится выставка семейных работ «Мама, папа, я - счастливая семья». - Составляется социальный паспорт каждой семьи; - Организуется посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком; - Проводятся родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам правового воспитания и ознакомления с нормативно-правовой документацией; - Организуются совместные физкультурные праздники, Дни здоровья.
25 Результативность Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям. Снижение уровня агрессии у детей. Сформированность у детей собственного мнения. Изменение подходов к разрешению конфликтов и споров. Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах. Значительно повышена правовая грамотность родителей. В детском саду не зарегистрировано ни одного факта жестокого обращения с детьми. Заметно снизился процент неблагополучных семей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.