Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОксана Щедрина
1 Иконопись Храмостроение Песнопения Гимнография Курсовая работа учителя школы 287 Соловьёвой М. А.
2 Византия – первая христианская империя. Жемчужина средневековья. «Византия никак не может считаться только прошлым, завершённой главой церковной истории…Современная Православная Церковь есть – с исторической точки зрения – Византийской Церковью, на пятьсот лет пережившая Византийскую империю. Прот. Александр Шмеман
3 С появлением христианства сложился новый идеал – «преображённый человек». Вся Византийская культура не только демонстрирует нам этот идеал, но выступает посредником внепонятийного постижения истины, источником нравственного совершенства человека и ведёт к духовному преображению.
4 «Надлежит по образу нашему, Ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому. Гласное пение есть указание на вопль умный внутри» Григорий Синаит. Добротолюбие т.5 По учению Православной Церкви, пение есть неотъемлемое свойство ангельской природы и поэтому человек, уподобляющийся ангелам, неизбежно наделяется этим свойством. Голос не просто соединяется с молящимся сердцем, но уже нет самих по себе движений голоса, а есть одно молящееся сердце.
5 С появлением христианства, создаются новые каноны красоты. В иконе стремятся показать преображённого человека, образ Божий во плоти. Образ Божий соединяет изображение человека с Богом и Бог мистически присутствует в иконе. Главное назначение канона – в сжатой форме удерживать смысл. Канон это, запечатленное в слове, богословие образа, знание о преображённом мире.
6 Вершиной византийской иконописи XI –XII вв стала икона Божей Матери «Владимирская». Образ Богородицы, как образ совершенного преображения, совершенного богоподобия, которого только можно достичь.
7 Культура Византии показала нам преображённого человека, если в иконах показан его внешний образ, то его душевные переживания мы находим в поэзии Симеона Нового Богослова. Он сам будучи аскетом, святым и нас погружает в мир недоступных нам переживаний силой своей поэзии.
8 Монах есть тот, кто миру непричастен, Кто говорит всегда с одним лишь Богом, Кто, видя Бога, сам бывает видим, Любя Его, он Им любим бывает И, светом становясь, всегда сияет. Симеон Новый Богослов. Гимн 3; 47
9 Храм в Византии стал символом одухотворённого мира, прообразом грядущего обожения Вселенной. Купол, означающий «твердь небесную», образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты – всё это соединилось в единую симфонию: Бог, Царство неба и земли, Священная история.
10 Внутри храма доминирует купол, изображение Христа Пантократора. Он буквально охватывает пространство под Ним, где находится тот, кто на Него смотрит. Пантократор в куполе – это всеобъемлющий Христос.
11 В Византийской изобразительной системе место смотрящего – внутри системы. Входя в церковь, человек «облекается в Христа» (Гал 3;27) в буквальном смысле – он под этим образом стоит, как под покровом, он стоит под изображением Христа, подчиняясь Ему.
12 Византийские авторы придавали особое значение преображающему символизму. Процесс преображения – ключ к символике византийской церкви. Купол очерчивал мистическое пространство, где человек предстоял Богу. Сюда входили, чтобы быть преображёнными и восхищенными.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.