Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНадежда Пономаренко
1 Системно- д еятельностный подход к обучению как основа реализации компетентностно- ориентированной модели обучения
2 План: 1.Что такое деятельность человека? Структура и динамика человеческой деятельности; 2. Теоретические основы учебной деятельности; 3. Инновационное обучение в школе – системно - деятельностный подход; 4. Методические приемы реализации деятельностного подхода в обучении.
3 Признаки деятельности : 1) Она является внутренне мотивированной формой активности. 2) Деятельность человека продуктивна. 3) Деятельность человека исходит из собственно человеческих, высших, социальных потребностей. 4) Деятельность человека несет в себе и отпечаток человеческих знаний и умений.
4 Деятельность человека имеет следующую структуру. Действие Операция 1) Действие Деятельность 2) Деятельность Действие
5 В структуре любой деятельности можно выделить ее внутренние и внешние компоненты. 1.В качестве внутренних компонентов деятельности обычно выступают связанные с ней и регулирующие ее психические процессы. 2. В роли внешних составляющих деятельности обычно выступают движения, осуществляемые скелетными мышцами.
6 Интериоризация (переход внешней деятельности во внутреннюю) Экстериоризация (переход внутренней деятельности во внешнюю)
7 Основные компоненты деятельности Умения это сознательно выполняемые действия и операции, не доведенные еще до уровня автоматизмов. Умения могут нарушаться, если их не контролировать сознательно. Навыки - представляют собой операции и действия, выполняемые на бессознательном уровне. Выступая в качестве навыков, эти операции и действия выполняются автоматически и достаточно точно, поэтому сознательного или волевого контроля их выполнения не требуется.
8 Что же такое деятельность? Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.
9 Учебная деятельность, теоретические основы.
10 Васи́лий Васи́льевич Давы́дов Советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования. Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.
11 Лев Семёнович Выготский Психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л. Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы. Создал общепсихологическую концепцию, известную как "культурно-историческая теория психики",Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия "взрослый - ребенок", представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций
12 Алексей Николаевич Леонтьев ( ) - выдающийся отечественный психолог. Окончил факультет общественных наук Московского университета (1924). Доктор психологических наук (1941), академик АПН СССР (1950), лауреат Ленинской премии (1963). Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно- историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы ("Развитие памяти", 1931).
13 Даниил Борисович Эльконин ( ) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии ведущая деятельность. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка психолог онтогенезеведущая деятельностьигрыличности
14 Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов 25 марта 1988, Москва) выдающийся советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967а.2 октября1902Тамбов25 марта 1988Москвазаслуженный деятель науки РСФСРпрофессор «Для чего человек учится? Для того, чтобы научиться что-либо делать. Т.Е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям».
15 Признаки ведущей деятельности ( по А.Н. Леонтьеву) 1.Внутри такой деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. 2. В ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы. 3. Происходят п сихологические изменения в личности ребенка.
16 Особенности целенаправленной учебной деятельности 1. Целенаправленная учебная деятельность ориентирована не на получение каких-то материальных или иных результатов, а на непосредственно на изменение самих учащихся, на их развитие; 2. Главным содержанием обучения должны быть общие способы действий по решению широких классов задач; 3. Учащиеся нацелены на овладение указанными «схемами вещей», т. е. общими способами действий. 4. Знания не должны даваться в «готовом виде», что изучение любого нового понятия, нового раздела, темы должно начинаться с мотивационного введения, с разъяснения для чего, почему и зачем должны учащиеся изучать данный раздел, данную тему. 5. Иной способ построения обучения, а именно от абстрактно- общего к конкретно-частному.
17 Структура учебной деятельности. 1.Учебно-познавательные мотивы. 2. Учебные задачи. Учебная задача это цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи. Проблемная ситуация- разрешая которую учащиеся осуществляют поставленную цель учебную задачу, овладевают нужными знаниями и умениями.
18 3. У чебные действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи. Этими действиями являются следующие: 1) действие по вычленению проблемы ; 2) действие выявления общего способа разрешения проблемы; 3) действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем; 4) действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действий; 5) действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности; 6) действие оценки соответствия хода и результата деятельности.
19 Степень сформированности у учащихся целенаправленной учебной деятельности 1) доминирования в мотивации учения учебно-познавательных мотивов; 2) потребность и умение учеников различать в своей учебной работе ее конкретные результаты и способы выполнения; 3) уровень ориентации школьника на выделение и теоретическое осмысление общих способов действий, общих схем изучаемых понятий.
20 Инновационное обучение в школе. Системно- деятельностный подход
21 Инновация – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы.
22 Традиционное обучение Обучение Естественное развитие Зона актуального развития
23 Инновационная модель обучения (Л.С. Выготский) Развитие Обучение Зона ближайшего развития.
24 Технология РО (В.В. Давыдов) развитие деятельность обучение
25 Новая методическая система РО системы системный подход деятельность
26 Концепция СДП базируется на основополагающих тезисах 1.Окружающий мир – объект познания учащихся. 2. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. 3. Развитие систем подчиняется законам диалектики. 4. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. 5. Реализация собственной УД выдвигает школьника на позицию субъекта.
27 Система дидактических принципов (технологии деятельностного метода) 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
28 Технология развивающего обучения(пять компонентов) 1. учебно-познавательные мотивы, ( т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект» ); 2. действие целеполагания («что я должен сделать...») ; 3. выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); 4. решение задач ; 5. рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
29 Модель обучения можно представить в виде следующих позиций: а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка.
30 Китайская мудрость гласит: « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Учитель задает себе одни и те же вопросы:
31 Проектирование урока Первая стадия: Вызов Организационный момент. ( один из вариантов ) Заключается в том, что учащимся не сообщается тема урока заранее. Необходимо использовать методические приемы и сделать так, что тема урока будет ими самостоятельно сформулирована. Методики – 1) «Вставь пропущенное слово», слово отгадывается учащимися путем наводящих вопросов; 2) « Эксперимент» добиться результата можно путем проведения нескольких опытов; 3) «Кластер» в центре доски или слайда записывается слово отражающее предмет разговора на уроке учащимся предлагается вспомнить все, что касается этого понятия. Затем кластеры сравниваются, формулируется тема урока;
32 Вторая стадия: осмысление учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, и может быть сформулирован следующим образом например: - классифицируйте и укажите основание для классификации; - сравните; - обобщите объекты; - продолжите ряд, фразу; - дополните ряд, определение; - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора; - установите соответствие между процессами, явлениями.
33 Третья стадия: Открытие нового знания Для реализации данной стадии можно использовать технологии с проблемной ситуацией. Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях: А.. При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями; Б. При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения; В. При расхождении между теоретическими и практическими знаниями.
34 Четвертая стадия: Рефлексия Синквейн Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах. Синквейн – это синтез коротких выражений, которые показывают суть проведённой работы. Правила написания синквейна: 1. Название. Тема (существительное) - 1 слово 2. Описание (прилагательное) - 2 слова 3. Действие или состав слова 4. Отношение к теме слова 5. Синоним темы слова Например, «Химический элемент» - наиболее простой - имеющий постоянный заряд ядра атома - образует простые и сложные вещества - вид атома
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.