Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮлия Тиунова
1 Раздел III: Микроэкономика Тема 3. Спрос Доцент Ковальская М.И.
2 2 План: 3.1. Понятие сдвига кривой спроса 3.2. Полезность и спрос.
3 Понятие сдвига кривой спроса
4 4 Обратим внимание на различие двух понятий: 1. Изменение объёма спроса - change in quantity 2. Изменение спроса - change in demand
5 5 Изменение объема спроса P P2P2 P1P1 0QQ2Q2 Q1Q1 D D change in quantity изменение объема спроса
6 6 Изменение объёма спроса - change in quantity При движении по линии спроса вправо вниз объем спроса увеличивается с одновременным снижением цены и наоборот Скольжение происходит вдоль одной и той же кривой спроса, так как значения всех факторов, влияющих на спрос (кроме цены данного товара) остаются неизменными
7 7 Предположим, что изменится значение одного из прочих факторов, например, дохода. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать больший объём спроса.
8 8 Изменение спроса P P1P1 0 QQ 1 Q1Q1 D D D D D D change in demand изменение спроса
9 9 Изменение спроса - change in demand Увеличение денежных доходов потребителей означает увеличение спроса при некоторой постоянной цене P1, т.е. произойдет сдвиг кривой DD в положение DD. Напротив, уменьшение дохода приведет к уменьшению спроса при некоторой постоянной цене P1, т.е. - сдвигу кривой спроса влево в положение DD.
10 10 1. Термин «спрос» всегда связывается с положением всей линии (кривой) спроса. 2. Термин «объём спроса» характеризует положение отдельной точки на линии (кривой) спроса.
11 11 Оному и тому же объёму спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены P P1P1 0Q Q1Q1 D D D D изменение цены спроса при сдвиге линии спроса (изменении спроса) P2P2
12 12 Как влияют на спрос: вкусы и предпочтения потребителей цены на взаимосвязанные товары ожидания в изменениях будущих цен численность населения (количество покупателей)
13 13 Влияние на спрос вкусов и предпочтений потребителей Если тяга к потреблению данного товара у людей возрастает, то линия спроса на данный товар сдвинется вправо Наоборот, если число сторонников потреблять данный товар уменьшится, то линия спроса на него сдвинется влево
14 14 Как влияют на спрос цены взаимозависящих товаров?
15 15 Взаимозависящие товары: Взаимозаменяемые товары – товары субституты Взаимодополняемые товары – комплементарные товары (товары комплементы)
16 16 Если два товара являются товарами – субститутами, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (масло и маргарин).
17 17 Если два товара комплементарны, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (автомобиль и бензин).
18 18 Как влияют на спрос ценовые ожидания: Если ожидается увеличение цен на товар, то при прочих равных условиях, линия спроса сместиться вправо. Если ожидается уменьшение цены на товар, то линия спроса сместиться влево.
19 19 Как численность населения влияет на спрос : Увеличение численности населения (при прочих равных условиях) сдвигает линию рыночного спроса вправо для всех товаров, поскольку увеличивается количество покупателей. Уменьшение численности населения (при прочих равных условиях) сдвигает линию рыночного спроса влево для всех товаров, поскольку уменьшается количество покупателей.
20 Полезность и спрос
21 21 Рассмотрим поведение покупателя: Какими правилами руководствуется покупатель при покупке того или иного товара? Какие цели при этом ставит покупатель? Сколько единиц данного товара покупатель приобретает при определенных условиях?
22 22 Поведение потребителя в рыночной экономике изучает теория субъективной полезности
23 23 Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения: Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход: Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (предельная полезность), меньше полезности предыдущей единицы.
24 24 В теории субъективной полезности выделяют: Кардиналистский подход - (от англ. cardinal – количественный). Основателями данного подхода были К. Менгер ( ), Ф. Фон Визер ( ), Е. Бем-Баверк ( ). Ординалистский (порядковый) подход. Наибольший вклад в разработку ординалистской теории полезности внесли итальянский экономист, В.Парето, русский экономист и математик Е.Е.Слуцкий (1915 г.), английские экономисты Р.Алллен и Дж. Хикс (1934).
25 25 Представители кардиналистского подхода предприняли попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы, допуская возможность количественного измерения потребителем полезности благ
26 26 Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя Число абрико- сов, Q Общая полезность, ед. TU – total utility Предельная полезность, ед. MU – marginal utility
27 27 Общая полезность Предельная полезность TU MU QQ
28 28 Допустим, полезность любой единицы денег будет неизменной, например 1 руб. равен 2 единицам полезности.
29 29 Полезность, выраженная в денежных единицах (руб.) Число абрикосов, Q Общая полезность, TU, руб. Предельная полезность, MU, руб
30 30 Общая полезностьПредельная полезность TU, руб. MU, руб. QQ TU, руб.
31 31 Предполагая последовательно цену абрикоса равной 5,4,3,2,1 руб. получим: P Q Объём спроса, шт. Цена абрико са, руб
32 32 ВЫВОД: Линия (кривая) предельной полезности является также линией (кривой) спроса, при условии, что полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.
33 33 Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) состоит в следующем: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
34 34 Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.
35 35 Такой подход основывается на допущении о независимой полезности каждого блага. В действительности многие товары взаимосвязаны в процессе потребления, следовательно, потребитель максимизирует полезность от одновременного потребления множества доступных при его доходе благ.
36 36 Второй закон Госсена: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.
37 37 Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида благ, приносит одинаковую предельную полезность.
38 38 Условие равновесия потребителя имеет вид:
39 39 Рассмотрим пример: Покупатель пришел в магазин, имея 350 руб. Имеется два товара X и Y, цены которых 50 и 100 руб. соответственно. Как покупатель распределит свой бюджет на покупку данных товаров исходя из их полезности?
40 40 Выбор сочетания товаров X и Y, максимизирующего полезность потребителя. Кол- во, шт. TU X MU X MU X /P X TU Y MU Y MU Y /P Y
41 41 Задание 1 Изменение цены товара приведет: А) Изменению объёма спроса Б) Изменению спроса В) Верно все указанное Г) Не верно ничего из указанного
42 42 Задание 2 В результате снижения доходов потребителя произойдёт: А) увеличение цены товара и уменьшение объёма спроса Б) уменьшение цены товара и увеличение объёма спроса Б) увеличение спроса при некоторой постоянной цене В) уменьшение спроса при некоторой постоянной цене
43 43 Задание 3 Товары X и Y называются комплементарными: А) если товар X может быть заменён на товар Y и наоборот Б) если X и Y взаимозаменяемые товары В) Если при увеличении цены на товар Y и при неизменной цене на товар X потребители будут склонны к увеличению спроса на товар X Г) Верно всё сказанное Д) Не верно ничего из сказанного
44 44 Задание 4 Кардиналистская теория полезности предполагает возможность количественного измерения субъективной полезности благ: А) да Б) нет
45 45 Задание 5 По мере увеличения количества потребляемого блага: А) его предельная полезность имеет тенденцию к уменьшению Б) его предельная полезность имеет тенденцию к увеличению В) не верно ничего из указанного
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.