Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемФилипп Евсеев
1 2004 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧАСТЬ II
2 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.
3 3 ФОО в высшей школе. Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция реализации творческих способностей личности обусловили разработку и появление новых лекционных форм: проблемной лекции, лекции вдвоем, лекции-визуализации, лекции- пресс-конференции. Лекционные варианты дополняют традиционную лекцию-информацию (в полном объеме или как элемент традиционной лекции на части занятия (полпары). Может быть разработан авторский курс в любой из упомянутых форм. Проблемная лекция. Отличие от информационной лекции (готовая информация преподносится, объясняется и запоминается) На проблемой лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом подводя к искомой цели. Для этого теоретический материал представляется в форме проблемной задачи.
4 4 Формы организации обучения в в\ш. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В ходе разрешения студенты приобретают ( в сотрудничестве с преподавателем) новые знания. Процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании на лекции в ходе диалогического общения. Развивается теоретическое мышление, познавательный интерес, профессиональная мотивация, корпоративность. Лекция – визуализация. Результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Наглядность способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала.
5 5 Формы организации обучения в высшей школе.ведение. Активизируется работа обоих полушарий, а не одного левого. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд дополняет словесную информацию и сам выступает носителем содержательной информации. Подготовка лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную ( слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы). Чтение лекции сводится к развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов.
6 6 ФОО в в\ш Визуальные материалы должны: Обеспечить систематизацию имеющихся знаний, Обеспечить усвоение новой информации, Обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций, Демонстрировать разные способы визуализации В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: Натуральные (минералы,реактивы, детали машин), Изобразительные (слайды, рисунки, фото), Символические (схемы, таблицы).
7 7 ФОО в в\ш. В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать: Уровень подготовленности и образованности аудитории, Профессиональную направленность, Особенности конкретной темы. Не всякий материал подходит для такой формы лекции и не всякая дисциплина. Но элементы такой лекции возможны для любого предмета.
8 8 ФОО в в\ш Лекция вдвоем. Разновидность лекции – продолжение и развитие проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируется реальная ситуация обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения. Необходимо, чтобы: Диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы, Втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.
9 9 ФОО в в\ш Преимущества лекции вдвоем: Актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых длдя понимания диалога и участия в нем, Создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств, Наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою, Вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений, Выявляется профессионализм педагога, раскрывая глубже его личность.
10 10 ФОО в в\ш Подготовка к лекции вдвоем предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования: У них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость, Они должны владеть развитыми коммуникативными умениями, Они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации. Лекция с заранее запланированными ошибками призвана: Активизировать внимание студентов, Развивать их мыслительную деятельность, Формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов. Подготовка лекции состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера.
11 11 ФОО в в\ш Их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и назвать в конце. На разбор отводится 10 – 15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала. Лекция – пресс – конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух – трех минут формируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.
12 12 ФОО в в\ш Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить: В начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его модель: установки, возможности, В середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний, В конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.
13 13 Методы преподавания в СДО. Методы самообучения. Взаимодействие с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя. Печатные материалы (аудио и видео). Интерактивные базы данных. Материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Компьютерные обучающие программы. Метод «один – одному» Индивидуализированное преподавание и обучение. Взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или другим обучаемым (непосредственный контакт, телефон, голосовая почта, электронная почта). Преподавание «один – многим». Лекции на аудио – или видеокассетах, читаемые по радио или ТВ (элекции). Педагогические методы на основе коммуникаций «многие – многим». Активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Проведение коллективных дискуссий, конференций. Компьютерные конференции, дискуссии, обмен письменными сообщениями в синхронном и асинхронном режиме.
14 14
15 15
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.