Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДемид Пехтерев
1 Что такое технология развития критического мышления?
2 Важно: Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте. Чарльз Темпл
3 Думать критически это: Проявлять любознательность Использовать исследовательские методы Ставить перед собой вопросы Осуществлять планомерный поиск ответов Вскрывать причины и последствия фактов Сомнение в общепринятых истинах Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
4 КМ в России П. Ф. Каптерев (1849 – 1922) «… создавать у ребенка такое мышление, посредство которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания » Стройность и цельность рассуждений, критическое отношение к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательность, готовность к самостоятельной работе. » П. Ф. Каптерев (1849 – 1922) «… создавать у ребенка такое мышление, посредство которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания » Стройность и цельность рассуждений, критическое отношение к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательность, готовность к самостоятельной работе. »
5 КМ в России П. П. Блонский (1884 – 1941) «… Умение отличить возможное от невозможного, выделять в тексте, факте основное, использовать аргументы при доказательстве или опровержении своих и чужих суждений и предположений, « узнавать » несообразности и « нелепости » в рассуждениях. » П. П. Блонский (1884 – 1941) «… Умение отличить возможное от невозможного, выделять в тексте, факте основное, использовать аргументы при доказательстве или опровержении своих и чужих суждений и предположений, « узнавать » несообразности и « нелепости » в рассуждениях. »
6 КМ в России А. И. Липкина и Л. А. Рыбак «… Два вида проявления критического мышления у старшеклассников: - основан на аргументах и фактах - личное мнение без аргументации и строгой доказательности » А. И. Липкина и Л. А. Рыбак «… Два вида проявления критического мышления у старшеклассников: - основан на аргументах и фактах - личное мнение без аргументации и строгой доказательности »
7 КМ в России С. И. Векслер «… Специально организованное обучение нахождению и опровержению ошибок. Особое внимание рецензированию работ по литературе, истории и обществоведению » С. И. Векслер «… Специально организованное обучение нахождению и опровержению ошибок. Особое внимание рецензированию работ по литературе, истории и обществоведению »
8 Особенности развитого критического мышления Оценочность Открытость новым идеям Собственное мнение Рефлексия собственных суждений
9 Необходимые умения Применять в спорах аргументы Смотреть на старые идеи с новой точки зрения Отличать факты от предположений Различать обоснованные и необоснованные оценки Выделять причинно-следственные связи Видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале
10 Новое в понимании КМ Открытость для новых идей Стремление к избеганию ошибок в собственных суждениях Знание разницы между возможно правильным и неправильным Осознание своего непонимания Разграничение обоснованных и необоснованых ошибок
11 В дистанционном обучении ТРКМ позволяет: активизировать деятельность учащихся при работе с рубриками сетевых уроков. стать не только педагогической, но и управленческой технологией организации дистанционным уроком.
12 Механизм технологии развития КМ Три фазы: Вызов Осмысление новой информации Рефлексия
13 1 ФАЗА «ВЫЗОВ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; учащиеся определяют направления в изучаемой теме;
14 1 ФАЗА «ВЫЗОВ» Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Составление списка известной информации, рассказ – предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
15 Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
16 кластеры (автор Д.Гудлат)
17 Рабочая таблица для 3-Х-У 1. З- что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали и что нам осталось узнать 2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться А. Б. В Г. 3. Источники, из которых мы намерены получить информацию
18 2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) ЗАДАЧИ ФАЗЫ: организация активной работы с текстом, удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту;
19 2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) Деятельность учащихсяВозможные приемы и методы учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. методы активного чтения: - маркировка INSERT; - ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.
20 Стратегия «Инсерт» («Условные значки») ЗначкиКлючевые слова + – ?
21 Прием ПМИ +- Интересно
22 Фиш-бон детали Главная мысль
23 Таблица-синтез КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТА НИЯ) /до прочтения/ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) 1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2……………..
24 Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категория Сравнения Персоналии факты
26 Работа с умственной картой
27 Как составить умственную карту? Авторы методики Т.и Б. Бьюзены /Англия/ 1. Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях. 2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.
28 Как составить умственную карту? 3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес. 4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями.
29 Как составить умственную карту? 5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе. 6. Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. 7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
30 Как составить умственную карту? 5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе. 6. Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. 7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
31 Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя_____________________________________Тема ________________ ______________________ Дата______________________________________Время работы_____________________________ Ключевые понятия сообщения Рисунок или схема
32 Связи, которые я смогу установить: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ________________________ Оставшиеся вопросы: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ________________________
33 3 ФАЗА: «РЕФЛЕКСИЯ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы.
34 3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» Деятельность учащихсяВозможные приемы и методы Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию Заполнение кластеров; таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации;- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;- ответы на поставленные вопросы;- организация устных и письменных круглых столов;- организация различных видов дискуссий;- написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе);- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
35 Прием Синквейн 1. Первая строка – ключевое слово ( одно существительное, местоимение). 2. Вторая строка – описание темы (два прилагательных). 3. Третья строка - описание действия (три глагола, деепричастия...) 4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора), ассоциация (одно слова, которое повторяет суть темы.
36 Для чего можно использовать синквейны? Синквейны очень полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.
37 Примеры синквейнов: Звезды. Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают. Нас притягивают эти звезды. Миры Вода. Необходимая, желанная. Спасает, поддерживает, очищает. Мы не можем без тебя. Наша жизнь Россия. Милая, неумытая. Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот-вот приедет добрый барин. Безвременье
38 Урок биологии 11 класс Тема: Приспособленность организмов При изучении данного урока вы : Познакомитесь с разнообразными формами приспособленности организмов к среде обитания. Научитесь выделять основные характеристики относительной приспособленности; Повысите уровень развития навыков и умений работы с информационными текстами (анализ, синтез, составление схем); Повысите уровень навыков общения в процессе обсуждения подготовленных вами материалов на форуме
39 1. Посмотрите видеофрагменты и ответьте, что объединяет их между собой? 2. Обсудите свой ответ с преподавателем. Стадия вызова
40 Стадия осмысления 1. Изучите материалы по приспособленности организмов. 2. По данным материалам составьте по вашему выбору: схему форм приспособленности; интеллект-карту по данной теме Таблицу-синтез создайте комикс на заданную тему 3. Выберите и проанализируйте при помощи swot- анализа материалы из рубрики: Это интересно. Заполненную схему отправьте преподавателю.
41 Стадия рефлексии Ответьте на приведенные вопросы, а задание обсудите. Назовите черты сходства и различия между предостерегающей окраской и мимикрией?. Какая зависимость существует между плодовитостью организмов и заботой о потомстве? О чем говорят приведенные в тексте примеры о хищных птицах и черепахах, птицах, поедающих ос и пчел, кукушках, поедающих ядовитых гусениц? 4. Для успешного существования организмов в природе численность каких должна быть больше: моделей (с предостерегающей окраской) или имитаторов, подражающих им? 5. Если в регионе обитания зайцев климат стабильно меняется из года в год в сторону понижения температуры, какие изменения должны произойти с зайцами, чтобы они приспособились к новым условиям существования? 6. Напишите краткое эссе: Благодаря знанию основ приспособленности люди могут…
42 SWOT-анализ Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности. Сильные стороныСлабые стороны угрозывозможности
43 Интересная информация – сайт Санкт- Петербургского представительства российской ассоциации RWCT – сайт России – ассоциированного участника международного консорциума RWCT (требуется предварительная регистрация)
44 Полезные источники 1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.