Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемБогдан Чечулин
1 Методология гуманитарного знания ИТК ФИИ РГГУ, февраль – апрель 2011 Аркадий Перлов
2 План Что можно ожидать от курса по методологии гуманитарного знания? Поддерживающие курс ресурсы, программа занятий.
3 Работа с теоретическими конструкциями. Компетенции Понимать теоретические тексты Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании По крайней мере, сделать очередные шаги в этих направлениях :)
4 С чем к курсу пришел я Что полезно мне как историку из философии и истории философии. Постепенно обрастал из других гуманитарных дисциплин: социологии, культурологии, литературоведения. Что именно отбиралось в качестве «полезного»? В гуманитарных исследованиях говорится не только то, что говорится; содержание высказывания именно таково, потому что есть основания и условия. Задача курса – вытягивать эти непроговариваемые импликации (основания, предпосылки, цели, интересы) исследования и преподавания на поверхность или хотя бы показывать, как это делается, побудить об этом думать. Как устроена аргументация, переход от тезиса к тезису? Наилучший способ – при помощи идей самых узнаваемых конфигураций гуманитарной гносеологии. Такие конфигурации можно называть «стратегиями» и следить за комбинациями и спором, взаимоотрицанием самых базовых вариантов.
5 «Оказывается, я говорю прозой». Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами. Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами? Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза. Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет? Учитель философии. Проза. Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза? Учитель философии. Да, сударь. Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве (1670)
6 Цели курса: Выработать общий язык для разговора о теоретических конструкциях и упражняться в нем. Если интерес к другим, то и к себе тоже. Почему я так думаю? Как я думаю? «Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?». Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию при осуществлении конкретных исследований. Научиться видеть себя на карте гуманитарной гносеологии.
7 Полюс «всякое знание должно быть доказанным» Полюс критики Экватор: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Умозрительная стратегия Интуитивизм (герменевтика, романтизм) Эра подозр ения Психоанализ Полушарие позитивизма
8 Полюс «всякое знание должно быть доказанным» Полюс критики Экватор: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Умозрительная стратегия Интуитивизм (герменевтика, романтизм) Полушарие позитивизма И. Тэн Вольтер А.А. Олейников Вы сами А.М. Перлов Возможность описывать координаты разных исследователей, понимать, чего от них можно ждать
9 Цели курса ясны. На каком материале: гуманитарных теоретических текстов До некоторой степени, как называется курс (ФПСК, ВОГГ, МГЗ, грамматика латыни, алгебра, шахматы) – неважно В ИЕК РГГУ – курс некоторое время выполнял функции «тяжело в ученье – легко в бою». Показать, как можно добровольно и с удовольствием говорить о сложных вещах. Тех, кому сложно, попрошу поверить на слово, что смысл прикладывать интеллектуальное усилие – есть. Тех, кому слишком просто, попрошу становиться на преподавательскую позицию и думать, как вместе со мной или лучше, донести до однокурсников то или иное содержание.
10 Промежуточное резюме. Работа с теоретическими конструкциями Импликации. За (простыми или сложными) концепциями, которые проговаривают авторы, стоят условия («истина», «метод»), в которых эти концепции имеют смысл. Из самих этих концепций могут быть выведены не всегда очевидные заранее теоретические и практические следствия («социальный проект науки как методической (а не «правильной»!) интеллектуальной деятельности». Импликации не обязательно проговариваются, но могут быть выведены / предполагаться из самой концепции. Контекст. Любая интеллектуальная конструкция («позитивизм») существует не в вакууме, а в пространстве спора и комбинации с другими конструкциями. Всегда есть смысл спросить (себя): «С чем это спорит?», «Какую потребность это обеспечивает?», «Какую инерцию это продолжает?» и т.п. Теория – еще один язык для обращения с собственным опытом, учить ее лучше как «живой» иностранный язык, а не как «мертвый». Важно понимать, что ошибки и утрирование возможны и не стесняться их исправлять, переходить от более огрубленной картины к более детальной.
11 Программа (см. последний слайд, маловероятная ) Вводная лекция. Цели курса и полезные ресурсы: сайт учебное пособие: Перлов А.М. «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания» Пример описания исследовательской установки: позитивизм Альтернативы позитивизму: «классические стратегии» как составляющие любого конкретного гуманитарного исследования Ретроспектива: что предшествовало формированию классических гносеологических стратегий? Декартовский модель научного знания и попытка эмансипации Д. Вико: идея знание недоказательного, но методического Семинар. Гумбольдт В. О задаче историка // Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., С. 292 – Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., С. 58 – 69, 109 – 120, 164 – 168. –
12 Программа Методология гуманитарного знания на рубеже ХХ века. Баденская школа неокантианства. М. Вебер Гуманитарная гносеология первой половины ХХ века: от неопозитивизма к герменевтике Семинар. Шюц А. Понятие и формирование теории в социальных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994; С. 481 – , Логика критической установки в теории гуманитарного знания. Социология знания. «Эра подозрения». Структурализм и постструктурализм Итоговый коллоквиум. Досдача и обсуждение хвостов по семинарам, сдача словника по: «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания»…
13 Полезные ресурсы Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М.: РГГУ, Программа – Анкета - Внимание! Так как выяснилось, что вас чрезвычайно мало, мы попробуем либо полузаочный режим освоение курса, либо присоединение к другому потоку: или ФИИ РГГУ в мае 5 раз по 2 вечерние пары. Контакты:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.