Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЭдуард Воргин
1 Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа
2 План Общая характеристика курса Программа занятий Принципы отчетности Поддерживающие курс ресурсы
3 Как сложился курс? Что полезно мне как историку из философии и истории философии. Постепенно обрастал из других гуманитарных дисциплин: социологии, культурологии, литературоведения. Что именно отбиралось в качестве «полезного»? В гуманитарных исследованиях говорится не только то, что говорится; содержание высказывания именно таково, потому что есть основания и условия. Задача курса – вытягивать эти непроговариваемые импликации исследования и преподавания на поверхность или хотя бы показывать, как это делается, побудить об этом думать. Как устроена аргументация, переход от тезиса к тезису? Наилучший способ – при помощи идей самых узнаваемых конфигураций гуманитарной гносеологии. Мы будем называть их стратегиями и следить за комбинациями и спором, взаимоотрицанием самых базовых вариантов.
4 Цели курса: Выработать общий язык для разговора о теоретических конструкциях и упражняться в нем. Если интерес к другим, то и к себе тоже. Почему я так думаю? Как я думаю? «Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?». Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию при осуществлении конкретных исследований. Научиться видеть себя на карте гуманитарной гносеологии – «оказывается, я говорю прозой». В идеале – чтобы «скрипели мозги» (поэтому, например, сразу же анкета). Поскольку я не знаю, от чего они скрипят у каждого конкретно слушателя, пока: анкета Тех, кому сложно, попрошу поверить на слово, что смысл прикладывать интеллектуальное усилие – есть. Тех, кому слишком просто, попрошу становиться на преподавательскую позицию и думать, как вместе со мной или лучше, донести до однокурсников то или иное содержание.
5 Программа I. Вводный блок Вторники, 01, 08 и 15 сентября – 15.45, ауд. 522 (к. 6). II. Классические стратегии Вторники, 22 и 29 сентября – 15.45, ауд III. Гуманитарная методология рубежа XIX-ХХ веков Вторники, 06 и 13 октября –15.45, 20 октября – Ауд IV. Гуманитарная гносеология первой половины и середины ХХ века Вторники, 27 октября – 15.45, ауд. 538 ; 03 ноября – 14.00, ауд. 522, 10 ноября – 15.45, ауд V. Структурализм и постструктурализм Пятница, 13 ноября – и 17.30, ауд Контрольная работа Пятница, 20 ноября – и 17.30, ауд. 308.
6 Итоговая отчетность: 1) «Словник» (см. или В задание входят два понятия или имени и две т.н. «гносеологические конструкции» ) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: 3) Рефераты. «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития герменевтического направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы не принимаются, все писать своими словами. 4) Рецензии на уч. пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц.
7 1. «Словник». Два понятия или имени и две «гносеологические конструкции». Понятия: 1) демаркация 2) методологическая дистанция На каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы- страница текста. Понятию дается определение, и обязательно даются примеры использования этого понятия при описании конкретного исследовательского проекта (предпочтительно, Вашего). Гносеологические конструкции: 3) способы перехода от тезиса к тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции 4) типичные клише гуманитарной мысли Вы пишете примерно полстраницы-страницу текста, объясняя, как Вы понимаете эту конструкцию.
8 Комментарий к форме отчетности «Словник»: 1) Вероятно, тем, кто будет активно участвовать в аудиторных занятиях, можно будет самостоятельно выбрать билет. Однако в основном понятия и гносеологические конструкции все-таки не выбираются, а назначаются: на основе анкет (буде мне таковые сдадут) и впечатления от работы на занятиях. 2) Мне малоинтересно читать определения, взятые из словарей и энциклопедий. Во-первых, далеко не всегда автор какой-либо словарной статьи я видим какое-то понятие в одном и том же ракурсе, делая акцент на одном и том же. Во-вторых, мне важно удостовериться не в Вашем умении найти статью в энциклопедии, а в Вашей способности последовательно рассуждать с использованием этого термина, уметь применить его к конкретному исследовательскому материалу. Ценнее не «отгадка» определения, а Ваше умение обращаться с термином :)
9 2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: 3) Рефераты «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития позитивистского направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы (сокращенные и, возможно, переструктурированные версии исходного текста) не принимаются, все нужно писать своими словами.
10 4) Рецензии на учебное пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц. Предпочтительно рецензировать именно книгу как определенный способ изложения истории гносеологических концепций, но возможен и «облегченный» вариант: приведение тех принадлежащих отдельным теоретикам методологических тезисов, которые кажутся Вам подходящими или неподходящими для проекта Вашего гуманитарного исследования (например, диплома). В любом случае, количество критических положений должно составлять не меньше трети всей работы.
11 Полезные ресурсы Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., Контакты:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.