Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентин Майданов
1 Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, сентябрь – декабрь 2010
2 План Что можно ожидать от курса по методологии гуманитарного знания? Плохое: (поток 2 высшее, 2009 – из 40 человек зачет на спустя год получили 15) Хорошее: в ситуации незнания чего-либо искать на этот счет готовую информацию – часто ложный путь. Полезнее – осознать, от какой информации отталкиваться. Думать. Понимать. Поддерживающие курс ресурсы. Программа, задание.
3 Работа с теоретическими конструкциями. Компетенции Понимать теоретические тексты Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании По крайней мере, сделать очередные шаги в этих направлениях :)
4 С чем к курсу пришел я (Аркадий Перлов, Что полезно мне как историку из философии и истории философии. Постепенно обрастал из других гуманитарных дисциплин: социологии, культурологии, литературоведения. Что именно отбиралось в качестве «полезного»? В гуманитарных исследованиях говорится не только то, что говорится; содержание высказывания именно таково, потому что есть основания и условия. Задача курса – вытягивать эти непроговариваемые импликации (основания, предпосылки, цели, интересы) исследования и преподавания на поверхность или хотя бы показывать, как это делается, побудить об этом думать. Как устроена аргументация, переход от тезиса к тезису? Наилучший способ – при помощи идей самых узнаваемых конфигураций гуманитарной гносеологии. Такие конфигурации можно называть «стратегиями» и следить за комбинациями и спором, взаимоотрицанием самых базовых вариантов.
5 Цели курса: Выработать общий язык для разговора о теоретических конструкциях и упражняться в нем. Если интерес к другим, то и к себе тоже. Почему я так думаю? Как я думаю? «Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?». Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию при осуществлении конкретных исследований. Научиться видеть себя на карте гуманитарной гносеологии.
6 «Оказывается, я говорю прозой». Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами. Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами? Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза. Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет? Учитель философии. Проза. Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза? Учитель философии. Да, сударь. Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве (1670)
7 Полюс «всякое знание должно быть доказанным» Полюс критики Экватор: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Умозрительная стратегия Интуитивизм (герменевтика, романтизм) Эра подозр ения Психоанализ Полушарие позитивизма
8 303 Любая теория – карта какого-то участка местности («реальности»). Абстракция, но… 540 Карта – не равно местность. Минимальная способность абстракции – понимание того, что местность, реальность имеет схему. Что не каждый поворот учтен другим человеком = значим, важность и неважность рельефа и деталей. Сколько шагов и какой длины Еще и применение к неизвестной местности. Если совсем буквально – сколько километров еще осталось до окончания этого белого пятна. Если здесь холм, и здесь холм – то кратер в середине не очень вероятен, хотя бывает и такое. Знание меньшего и главного – ценой потери и неточности деталей - которое позволяет предсказывать.
9 Полюс «всякое знание должно быть доказанным» Полюс критики Экватор: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Умозрительная стратегия Интуитивизм (герменевтика, романтизм) Полушарие позитивизма И. Тэн Б.М. Соколов К.Л. Лукичева Вы сами А.М. Перлов Возможность описывать координаты разных исследователей, понимать, чего от них можно ждать
10 Горалик Л. КАК НАМ ВСЕМ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ЧТО НАПИСАНО? Небольшой мануал с веселыми заданиями, красочными примерами и психологическими тестами Если автор - тапир-интроверт, а текст – про то, каковы на вкус тапиры-интроверты, то знать, кто автор – важно, особенно, если вы - съедобный тапир-интроверт. Если автор - кореец-собаковод, а текст – про то, каковы на вкус тапиры-интроверты, то знать, кто автор – важно, особенно, если вы – конкурирующий с автором кореец-собаковод. Если автор - космонавт-подводник, а текст – про то, каковы на вкус тапиры-интроверты, то знать, кто автор – важно, чтобы не идти в космонавты-подводники. Если автор - карлик-мотоциклист, а текст – про то, каковы на вкус тапиры-интроверты, то знать, кто автор – не важно. Человек просто хочет отвлечься от своих проблем.
11 Резюме 1. «Зачем это (например, упражнение в абстракции) надо» – чего ждут преподаватели от студентов: Чтобы знание стало ответственным = организованным От недифференцированного и несоциализированного - профанного знания по какой-либо теме к профессиональному: дифференцированному и социализированному Что, кстати, не равно различию ложного знания и истинного (не годится угадывание, «я так вижу». Знание должно быть обоснованным / организованным)
12 Википедия, личный опыт, авторитеты, родители («настороженность к чужим – естественная реакция; ее надо или соблюдать, или преодолевать, но естественная»). Между источниками не выстраивается отношений Функция - в силу пестроты знания – угадать то, что понравится (заказчику, преподавателю). Из пестрого знания можно выхватывать и предъявлять то, что будет противоречить остальной массе. Обыденное знание = Информация на тему
13 «Научное» (дифференцированное, социализированное) знание 1) Это обоснованное мнение. Взвешивание различных позиций, сознательное предпочтение одной из них. 2) Структурировано внутри – различаются между собой доводы, ограничения, основания и т.п. 3) Фальсифицируемость и прочие формальные критерии. I. Общая модель знания – пирамида. Иерархия источников, складываются в общее мировоззрение, оно освобождено от противоречий. Стратифицированность. II. Общая модель знания – разделение труда. Это знание предполагает вписывание себя в методическое и социальное пространство, в командную работу. Демонстрация умения договариваться – требование к квалификационной работе (а не метаться, не сдавать свою позицию и нравиться начальнику).
14 Резюме 2. Работа с теоретическими конструкциями Импликации. За (простыми или сложными) концепциями, которые проговаривают авторы, стоят условия («истина», «метод»), в которых эти концепции имеют смысл. Из самих этих концепций могут быть выведены не всегда очевидные заранее теоретические и практические следствия («социальный проект науки как методической (а не «правильной»!) интеллектуальной деятельности». Импликации не обязательно проговариваются, но могут быть выведены / предполагаться из самой концепции. Контекст. Любая интеллектуальная конструкция («позитивизм») существует не в вакууме, а в пространстве спора и комбинации с другими конструкциями. Всегда есть смысл спросить (себя): «С чем это спорит?», «Какую потребность это обеспечивает?», «Какую инерцию это продолжает?» и т.п. Теория – еще один язык для обращения с собственным опытом, учить ее лучше как «живой» иностранный язык, а не как «мертвый». Важно понимать, что ошибки и утрирование возможны и не стесняться их исправлять, переходить от более огрубленной картины к более детальной.
15 Цели курса: Выработать общий язык для разговора о теоретических конструкциях и упражняться в нем. Если интерес к другим, то и к себе тоже. Почему я так думаю? Как я думаю? «Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?». Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию при осуществлении конкретных исследований. Научиться видеть себя на карте гуманитарной гносеологии.
16 Цели курса ясны. На каком материале: гуманитарных теоретических текстов До некоторой степени, как называется курс (ФПСК, ВОГГ, МГЗ, грамматика латыни, алгебра, шахматы) – неважно В ИЕК РГГУ – курс некоторое время выполнял функции «тяжело в ученье – легко в бою». Показать, как можно добровольно и с удовольствием говорить о сложных вещах. Тех, кому сложно, попрошу поверить на слово, что смысл прикладывать интеллектуальное усилие – есть. Тех, кому слишком просто, попрошу становиться на преподавательскую позицию и думать, как вместе со мной или лучше, донести до однокурсников то или иное содержание.
17 Что дальше? 15 сентября - семинар Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Разыскание истины. СПб.: Азбука, С. 63 – 99. Можно пользоваться и другими изданиями, хотя не исключены маленькие разночтения в переводах. Обсуждать будем первые четыре части из шести «Рассуждения о методе». Если вы это уже читали, все поняли и очень хорошо помните, то тогда будет лекция, но начнется все равно как семинар – так ли вы хорошо все поняли. Текст в электронной форме, задание к семинару, программу курса на сентябрь-октябрь и эту презентацию вышлю не позже пятницы, 10 сентября.
18 Полезные ресурсы Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М.: РГГУ, А также: особенно разделы: Система отчетности - (в особенности – задание «Перевод»). Рецензии осени 2009 (до рецензий доучилось 4 девицы, но тогда курс был по выбору) - в «ресурсах» ( Контакты:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.