Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюбовь Чеченкова
1 ТЕМА 7: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Доцент Ковальская Марика Ивановна
2 ПЛАН: 7.1. Доходы населения 7.2. Социальная политика государства
3 7.1. Доходы населения
4 Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
5 Денежные доходы населения: оплата труда работающих лиц, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, суммы от продажи ценных бумаг, недвижимости, доходы от реализации продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходы от услуг, оказанных на сторону и др.
6 Натуральные доходы включают продукцию и услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления.
7 Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.
8 Различают доходы и заработную плату: номинальную располагаемую реальную
9 Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени.
10 Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.
11 Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов. Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов.
12 Повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.
13 В 2007 году ожидается инфляция на уровне 12%. Рост реальной заработной платы составит 15,1%, рост реальных располагаемых доходов населения - 12,5%
14 Структура денежных доходов населения России, % от общего объема доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др.
15 Различие в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов.
16 Кривая Лоренца
17 Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
18 Децильный коэффициент, неравенства доходов (ДКНД) выражает отношение совокупного дохода 10% богатейшего населения к совокупному доходу 10% беднейшего населения.
19 В государствах Европы ДКНД поддерживается государством на уровне 6-9. В США ДКНД В царской России, по приближенным оценкам ДКНД составлял 25 – 30. В СССР ДКНД поддерживался государством на уровне 3,5 - 4,5.
20 ДКНД в России за гг ,58,011,215,113,819,024,0
21 9-кратный перепад доходов считается предельным. Как только страна приближается к этому показателю, начинают работать все виды социальной защиты населения.
22 Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини) характеризует степень отклонения фактического объема распределения денежных доходов населения от линии их равномерного распределения.
24 Величина коэффициента Джини может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Коэффициент Джини не может достигнуть своих крайних значений: 0 - означал бы полное равенство, 1 - абсолютное неравенство.
25 По последним данным московского отделения Росстата, показатель децильного коэффициента в столице равен 37.
26 Глубокое социальное неравенство имеет два важных последствия: Первое - разрушается уровень доверия в обществе. Второе - в условиях глубоких социальных неравенств резко ухудшается состояние здоровья населения.
27 7.2. Социальная политика государства
28 Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат.
29 Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.
30 Целью социальных трансфертов является: гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, поддержание внутреннего спроса.
31 Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
32 Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума оплаты труда.
33 В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
34 С 1 сентября 2007 общероссийский МРОТ был увеличен года с 1100 до 2300 рублей.
35 Право устанавливать собственный размер МРОТ появилось у регионов с сентября этого года. Причем региональный МРОТ не должен быть меньше общероссийского.
36 В столице минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 года установлен в размере 6100 рублей в месяц.
37 На втором месте - Московская область (4442 рубля), затем идут Новосибирская область (4167), Санкт-Петербург (3986), Тульская область (3707), Рязанская (3230), Свердловская (2900) и так далее.
38 Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
39 Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.
40 Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума.
41 Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы.
42 Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).
43 В 2007 году столичное правительство утвердило новый прожиточный минимум для москвичей: для трудоспособного населения он составляет 6563 рубля, для пенсионеров , для детей рубля.
44 Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.
45 Используются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, фактические, полученные на основе статистических данных.
46 Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.
47 Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.
48 Структура минимального потребительского бюджета России
49 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности в РФ: I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму; II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и МПБ; III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета. IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета; V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.
50 Социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.