Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИгорь Тимофеичев
1 Изобразительно- выразительные средства языка Изобразительно- выразительные средства языка ТРОПЫ
2 ТРОПЫэто обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. - Метафора -Олицетворение - Метонимия - Сравнение - Синекдоха - Перифраз(а) - Эпитет - Оксюморон - Аллегория - Эвфемизм - Гипербола - Литота - Ирония - Каламбур
3 МЕТАФОРА употребление слова в переносном значении на основе сходства. «Свёрнутое» «Свёрнутое» сравнение Дождь барабанитдождь стучит, как барабан. Гора книгкниги лежат подобно горе, так их много
4 МЕТАФОРА Чаще всего сходство: -по форме -по расположению -по цвету -по размеру, количеству -по характеру звучания -по степени ценности -по производимому впечатлению
5 Определите, на чём основано сходство: Вой ветра Луковки церквей Океан слёз Сладкие речи Цепь озёр Шоколадный загар Соль статьи по характеру звучания по форме по количеству по впечатлению по расположению по цвету по степени ценности
6 МЕТОНИМИЯ перенос названия по смежности. В отличие от метафорического переноса, который обязательно предполагает сходство, при метонимии сходства нет, но предметы находятся в логической связи друг с другом.
7 МЕТОНИМИЯ Могут переноситься: 1)Названия помещения, территории на людей, живущих работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. 2) Названия сосуда, ёмкости на его содержимое: Выпейте ещё чашечку ! 3)Название вещества на изделие из него: В ложе сидела дама вся в мехах. 4) Имя автора, создателя на его творения: При лексической работе пользуемся Далем. 5)Название географического пункта, местности на то, что там производится: Она коллекционирует гжель.
8 СИНЕКДОХА такой перенос, когда для наименования целого используется его частный признак, наиболее характерный или прежде всего обративший на себя внимание. За мной стоит красная куртка, а за ней белый берет. употребление единственного числа в значении множественного и наоборот. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
9 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существдаром речи, способностью мыслить и чувствовать. Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. М.Ю. Лермонтов
10 СРАВНЕНИЕ открытое сопоставление двух предметов, явлений. Сравнение бывает: -простое сравнение -отрицательное сравнение (отрицательный образный параллелизм) -развёрнутое сравнение
11 СРАВНЕНИЕ Простое сравнение: С помощью союзов: КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО; Несчастья свалились на него как лавина. С помощью конструкций, присоединяемых словами ПОХОЖИЙ, ПОДОБНЫЙ, НАПОМИНАЮЩИЙ; Его взгляд, похожий на взгляд затравленного зверя, заставлял отвести глаза. С помощью творительного падежа существительных. Мысль мелькнула молнией и исчезла.
12 СРАВНЕНИЕ Отрицательное сравнение (отрицательный образный параллелизм): Не сокол летит по поднебесью, Не сокол ронит сизы крылышки, Скачет молодец по дороженьке, Горьки слёзы льёт из ясных очей.
13 СРАВНЕНИЕ Развёрнутое сравнение: Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыльями, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги перепела,так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему верёвку на шею. Н.В. Гоголь
14 ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) замена однословного наименования явления, лица, предмета, реалии указанием на его характерные признаки, черты. Петербургпетровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.
15 Определите, что означает перифраз: Подруга жизни Белый материк Властитель джунглей Цветы жизни Страна пирамид Зелёное море Королева спорта жена Антарктида тигр дети Египет лес лёгкая атлетика
16 ЭПИТЕТ художественное, образное определение, цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора. А ты всё та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней. Сухие пустыни позора, моря неизливные слёз.
17 Найдите и выпишите эпитеты: 1)Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно. 2)Солнцевечное окно в золотую ослепительность. 3)Деревья так сумрачно-странно- безмолвны. 4)Звени, знойный, краснощёкий, ясный- ясный день! 5)Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей.
18 Проверьте себя: 1)Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно. 2)Солнце вечное окно в золотую ослепительность. 3)Деревья так сумрачно-странно- безмолвны. 4)Звени, знойный, краснощёкий, ясный- ясный день! 5)Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей.
19 Домашнее задание: 1)Выучить теоретические понятия урока. 2)Из упр. 496 выписать изобразительно-выразительные средства языка.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.