Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеоргий Демидов
1 История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
2 Сущность и особенности научного знания Знание и его виды Обыденное знание Научное знание Философское знание Наука и идеология
3 Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. Аристотель. «Метафизика». Аристотель о видах знания
4 Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих... Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством. В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием, но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего… Но всё же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким- то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт... В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т. е. знают причину.
5 Поэтому человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет [лишь] чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном (θεωρητικα ) – выше искусств творения (ποιητικ ν). Аристотель. «Метафизика». Аристотель о видах знания
6 ЗНАНИЕ (ο δα) Чувственное восприятие (α σθησις) Опыт ( μπειρία) Искусство (τέχνη) Наука ( πιστήμη) Философия (φιλοσοφία)
7 Знание Знание – форма социальной и индивидуальной памяти, свёрнутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. И. Т. Касавин. Знание // Новая философская энциклопедия
8 Познание Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. И. Т. Касавин. Познание // Новая философская энциклопедия
9 Наука Наука – 1) особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире; 2) социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. В. С. Стёпин. Наука // Новая философская энциклопедия
10 Теория Теория – в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности – объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории. В. С. Швырёв. Теория // Новая философская энциклопедия
11 Истина Истина – центральная категория гносеологии; в традиции, восходящей к Аристотелю, означает соответствие субъективных когнитивных актов: ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий и т.п., – объективной действительности.
12 … Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, – значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, – значит говорить истинное. Аристотель. «Метафизика». Аристотелевская концепция истины... Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью. Фома Аквинский. «Сумма теологии».
13 Три точки зрения на соотношение научного и философского знание Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) Философия – «сверхнаука» («наука наук») Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности Философия – «недонаука» (наука в «зародыше») Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира Философия – «метанаука» (рефлектирующее знание) Аристотель Рассел Философия – «сверхнаука» («наука наук») Философия – «недонаука» (наука в «зародыше») Философия – «метанаука» (рефлектирующая наука)
14 Философия и наука Предмет науки – объективная (т.е. существующая независимо от индивидуального сознания) действительность. Другими словами, наука стремится создать картину мира, каким тот был бы, если бы нас в нём вообще не было. Следовательно, наука представляет нам не реальный мир (ибо в реальном мире мы как раз есть!), а лишь некий «срез» (модель) реального мира. Философия тем и отличается от науки, что не отвлекается от субъективного. Напротив, философия стремится создать картину мира, которая не просто учитывает факт нашего бытия в мире, но именно его: наше бытие в мире (или, иначе выражаясь, субъект-объектные отношения) – и делает своим специфическим предметом.
15 Философия Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. В. С. Стёпин. Философия // Новая философская энциклопедия
16 Идеология Идеология – система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования или существующих в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). Г. Ю. Семигин. Идеология // Новая философская энциклопедия
17 Вопросы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.