Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.fas.gov.ru
1 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ состояния конкуренции на рынках воздушных перевозок Заместитель руководителя ФАС России А.Н.Голомолзин
2 Федеральный закон «О защите конкуренции» Защита конкуренции Контроль слияний и приобретений Предупреждение нарушений антимонопольного законодательства антиконкурентных действий органов власти Правила недискриминационного доступа злоупотребление доминированием картели Пресечение нарушений антимонопольного законодательства монополистической деятельности 2
3 Либерализация рынков авиаперевозок До 2007 года: После 2007 года: Решение Правительства РФ принято по инициативе ФАС России Изменение условий лицензирования воздушных перевозок АВ* Лицензия и квота на маршрут Лицензия и квота на маршрут АВ ФАС России *АВ – авиационные власти Выдача лицензий на вид деятельности Свобода выбора маршрута Выдача лицензий на вид деятельности Свобода выбора маршрута Дела о нарушении антимонопольного законодательства 3
4 Правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах 22 июля 2009 года Правительство РФ по представлению ФАС России утвердило Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (вступили в силу г.) Устранение необоснованного отказа владельцев объектов инфраструктуры аэропортов в обслуживании отдельных потребителей услуг аэропорта (выделение слотов, наземное обслуживание, услуги ТЗК): Обеспечение равных условий оказания услуг потребителям Приоритетность оказания услуг Стандарты раскрытия информации об услугах Порядок разрешения споров Возможность строительства альтернативных ТЗК Устранение необоснованного отказа владельцев объектов инфраструктуры аэропортов в обслуживании отдельных потребителей услуг аэропорта (выделение слотов, наземное обслуживание, услуги ТЗК): Обеспечение равных условий оказания услуг потребителям Приоритетность оказания услуг Стандарты раскрытия информации об услугах Порядок разрешения споров Возможность строительства альтернативных ТЗК 4
5 5 -создание и финансирование федеральных казенных предприятий и субсидирование аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях -субсидирование пассажирских перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении - внесение изменений в нормативно-правовые акты в части установления критериев для авиалиний, относимых к социально-значимым, перевозки по которым подлежат с использованием средств господдержки Меры государственной поддержки
6 Январь - Октябрь Основные показатели работы гражданской авиации России 6 млн.пкм
7 7 Январь - Октябрь Основные показатели работы гражданской авиации России (млн.ткм) (тыс. тн) 7
8 внутренние 8 Международные в СНГ Международные в дальнее зарубежье 70% 18% 1990 год 2009 год 44% 50% 6% 1990 год2009 год Москва Местные Региональные Перевозки по внутренним линиям РФ Пассажирские авиаперевозки (внутренние и международные) 46% 27% 26% 75% 22% 3% Международные и внутренние (региональные и местные) перевозки
9 Перевезено пассажиров, млн. человек (Россия) (Источник: «Авиатранспортное обозрение» 112, 2010г.) Состояние рынка воздушных перевозок 9
10 10 ФАС России проведен анализ - состояния конкуренции по всей совокупности маршрутов (по данным ТКП), по которым осуществляют регулярные перевозки 91 авиакомпания Дана оценка состояния конкурентной среды на исследованных маршрутах. Анализ рынков воздушных перевозок
11 11 Показатели экономической концентрации (по данным внутренних регулярных авиаперевозок)
12 12 Динамика изменения долей крупнейших авиакомпаний (внутренние регулярные перевозки)
13 Анализ маршрутной сети 90% маршрутов обслуживают 1-2 перевозчика Доля маршрутов, обслуживаемых различным количеством авиакомпаний 13
14 Анализ маршрутной сети Объемы перевозок, осуществляемых на маршрутах с различным количеством авиакомпаний Почти две трети перевозок пассажиров на внутренних линиях осуществляется на конкурентных маршрутах 14
15 15 Доля регулярных перевозок, осуществляемых на маршрутах без доминирования (доля крупнейшего перевозчика менее 50%) Количество пассажиров, перевезенных на конкурентных линиях с 2007 года возрастает
16 Действующие и потенциальные хабы В России действуют несколько региональных хабов Исходные данные: 8600 записей об объеме регулярных авиаперевозок по направлениям отдельных авиакомпаний 16
17 ФАС России проведен анализ ( по данным ТКП ) тарифной политики 91 авиакомпаний Было проанализировано 65 тыс. зарегистрированных тарифов на 3160 маршрутах, по которым осуществляют перевозки 91 авиакомпания (2007г. – первая половина 2010г.) Анализ рынков воздушных перевозок 17
18 18 Влияние состояния конкуренции на динамику тарифов Маршруты с ростом пассажиропотока более чем на 10% На маршрутах без доминирования отдельного перевозчика рост тарифа с по составил в среднем 8,1%, а на маршрутах с доминированием % за тот же период. На маршрутах без доминирования отдельного перевозчика рост тарифа с по составил в среднем 8,1%, а на маршрутах с доминированием % за тот же период.
19 Зависимость тарифа от состояния конкуренции на маршруте Анализ изменения 4000 тарифов на растущих направлениях показывает, что приход на рынок (маршрут) дополнительно: 1 (одной) авиакомпании снижает тариф в среднем на 28,5%, приход 2 (двух) новых авиакомпаний – на 32%, приход трех – на 39%. 19
20 20 С 2008 года по 1 полугодие 2010 года: Рост тарифа по некоторым странам СНГ составил от 15 до 30%, В России по итогам анализа 650 тысяч внутренних тарифов экономического класса было выявлено 380 маршрутов с начальным уровнем тарифа более 4000 рублей, где рост составил от 30 до 300% Территориальные управления ФАС проводят проверку обоснованности тарифов Рост тарифа на перевозках в странах СНГ
21 Структура себестоимости перевозок в РФ г. 21 (по данным ТКП)
22 Структура себестоимости перевозок в РФ 2009 г. 22 (по данным ТКП)
23 АвиаГСМ38%25% Аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, метеообеспечение 18%20% Аренда ВС, лизинговые платежи 8,7%13,5% Прочие производственные расходы 9,9%13,5% ИТОГО72%74,6% В структуре затрат авиакомпании затраты, связанные с авиаперевозкой (так называемые прямые переменные расходы) составляют более 70% Затраты, оказывающие наибольшее влияние на стоимость авиаперевозки
24 24 Распространенные самолеты малой емкости Л мест, 1000км, 300км/ч производство Чехия турбовинтовой SAAB мест, 2100км, 460км/ч производство Швеция турбовинтовой Embraer мест, 1400км, 500км/ч производство Бразилия турбовинтовой АТR мест, 1500км, 500км/ч производство Италия-Франция турбовинтовой SAAB мест, 1500км, 460км/ч производство Швеция турбовинтовой Ан места, 1700км, 470км/ч производство СНГ турбовинтовой Ан мест, 1300км, 440км/ч производство СССР турбовинтовой CRJ мест, 2500км, 790км/ч производство Канада реактивный Dash-Q8 50 мест, 1650км, 500км/ч производство Канада турбовинтовой Embraer мест, 2780км, 830км/ч производство Бразилия реактивный
25 25 Как реанимировать межрегиональные перевозки? понедельниквторник среда Airbus A кресел СRJ-200 или Embraer-RJ кресел Всего 160 кресел = 1 рейс Всего 150 кресел = 3 (!) рейса при равной дальности (!) и скорости: Самолет малой емкости окупается при меньшей загрузке Использовать самолеты малой емкости для увеличения частот и на «слабых» рынках: Увеличение частоты полетов генерирует дополнительный пассажиропоток, а трансферные схемы играют роль мультипликатора этих потоков 80 дополнительных пассажиров нужно набрать на 1 рейс А-320, чтобы он стал таким же эффективным, как и рейс на RJ Количество пассажиров, чел Зона экономически эффективной эксплуатации (занятость кресел более 75%) Зона экономически эффективной эксплуатации (занятость кресел более 75%) 160 мест 50 мест ERJ-145 СRJ-200 Airbus A-320 Из 143 прекращенных маршрутов 117 было заменено на маршруты с пересадкой, из них с пересадкой в Москве – около 42 маршрута (возможно пилотный проект на базе аэропорта Кольцово)
26 Динамика изменения аэропортовых сборов Самый высокий уровень сборов (тарифов) зафиксирован в аэропортах с пассажиропотоком до 10 тысяч человек Различие в уровне сборов в крупных и мелких аэропортах: Заправка и керосин до 1,5 раз 26
27 Самый высокий уровень сборов (тарифов) зафиксирован в аэропортах с пассажиропотоком до 10 тысяч человек Динамика изменения аэропортовых сборов Различие в уровне сборов в крупных и мелких аэропортах: Пассажирский сбор в 1,9 раза 27 Аэровокзал в 2,4 раза
28 Самый высокий уровень сборов (тарифов) зафиксирован в аэропортах с пассажиропотоком до 10 тысяч человек Динамика изменения аэропортовых сборов Различие в уровне сборов в крупных и мелких аэропортах: Авиабезопастность в 3,1 раза 28 Взлет/Посадка в 3,8 раза
29 Меры антимонопольного воздействия 2008/2009 гг. - более 80 дел о нарушениях на рынках авиатоплива, в том числе в отношении : Трейдеров и ТЗК Злоупотребление доминированием (доля рынка более 50% -80%): - монопольно высокая цена; - рост цен вследствие изъятия товара; дискриминация. Штрафы: 4,5 млрд. руб. Монопольно высокая цена, дискриминационное ценообразование. Штрафы : 272 млн. руб. Согласованные действия Штрафы: 30 млн. руб. Вертикально-интегрированных компаний (с госучастием и частных) Операторов ТЗК Общая сумма штрафов - 4,8 млрд. рублей 29
30 30 Типовые нарушения: Навязывание комплексной услуги Анапа, Калининград, Хабаровск Законность решений ФАС России гг. подтверждена в суде Анапа, Калининград, Хабаровск Законность решений ФАС России гг. подтверждена в суде Меры антимонопольного воздействия Топливно- заправочный комплекс Поставщики авиатоплива Авиакомпания реализация хранение заправка хранение заправка реализация
31 31 Типовые Нарушения: Создание дискриминационных условий Минеральные Воды, Краснодар Законность решений ФАС России гг. подтверждена в суде Минеральные Воды, Краснодар Законность решений ФАС России гг. подтверждена в суде Меры антимонопольного воздействия Топливно- заправочный комплекс Поставщики авиатоплива Авиакомпании хранение заправка хранение заправка реализация зависимая независимая реализация
32 32 Создание условий, когда аэропорты действуют как бизнес - единицы, ориентированные на увеличение объемов и качества услуг. Доступ альтернативных операторов услуг в аэропортах или возможность авиакомпаний самостоятельно выполнять часть авиационных работ. Создание условий для привлечения инвестиций в крупные аэропорты – на основе ГЧП; в региональные и местные (в том числе на основе передачи в собственность субъектов РФ, приватизации). Оценка возможности использования, ранее выведенных из эксплуатации аэропортов, проведение с этой целью инвентаризации, содействии частным инициативам в этой сфере. Внедрение системы расчета тарифов с применением методов доходности инвестированного капитала, увязка тарифных решений с объемами и качеством оказываемых услуг, принятие долгосрочного тарифного регулирования, выравнивание уровня аэропортовых сборов (тарифов) по пакету (классу) минимально необходимых услуг методом сопоставления (benchmarking). Завершение работ по оптимизации требований по проектированию, строительству и эксплуатации аэропортов, в том числе малых. Создание условий, когда аэропорты действуют как бизнес - единицы, ориентированные на увеличение объемов и качества услуг. Доступ альтернативных операторов услуг в аэропортах или возможность авиакомпаний самостоятельно выполнять часть авиационных работ. Создание условий для привлечения инвестиций в крупные аэропорты – на основе ГЧП; в региональные и местные (в том числе на основе передачи в собственность субъектов РФ, приватизации). Оценка возможности использования, ранее выведенных из эксплуатации аэропортов, проведение с этой целью инвентаризации, содействии частным инициативам в этой сфере. Внедрение системы расчета тарифов с применением методов доходности инвестированного капитала, увязка тарифных решений с объемами и качеством оказываемых услуг, принятие долгосрочного тарифного регулирования, выравнивание уровня аэропортовых сборов (тарифов) по пакету (классу) минимально необходимых услуг методом сопоставления (benchmarking). Завершение работ по оптимизации требований по проектированию, строительству и эксплуатации аэропортов, в том числе малых. Меры по развитию рынков аэропортовых услуг
33 Увеличение объемов перевозок к 2020 году: - Пассажиров в 4 -5 раз - Грузов в 8 – 10 раз Увеличение объемов перевозок к 2020 году: - Пассажиров в 4 -5 раз - Грузов в 8 – 10 раз Изменение структуры рынка: -Сокращение доли МАУ в общем объеме перевозок и увеличение доли региональных и местных перевозок -Увеличение парка ВС малой - вместимости Изменение структуры рынка: -Сокращение доли МАУ в общем объеме перевозок и увеличение доли региональных и местных перевозок -Увеличение парка ВС малой - вместимости Формирование условий для опережающего роста бизнес авиации, Low cost, региональной и местной авиация, грузовых перевозок Формирование условий для опережающего роста бизнес авиации, Low cost, региональной и местной авиация, грузовых перевозок Увеличение численности действующих аэропортов (аэродромов) не менее чем в 2 раза к 2020г. Повышение их эффективности и снижение тарифов Увеличение численности действующих аэропортов (аэродромов) не менее чем в 2 раза к 2020г. Повышение их эффективности и снижение тарифов Мероприятия по стимулированию воздушных перевозок 33 В сегменте международных перевозок обеспечение приоритетного развития перевозок в страны СНГ В сегменте международных перевозок обеспечение приоритетного развития перевозок в страны СНГ
34 34 В мире доля низкотарифных (лоу-кост) перевозок к 2009 составляет % совокупного объема перевозок. в 2009 году рост пассажиропотока, приходящийся на долю дискаунтеров, составил на 8,7%, в то время как у сетевых перевозчиков он снизился на 5,8%. НИЗКОТАРИФНЫЕ перевозки Европейский лоу-костер «Ryanair» (Ирландия) в 2009 году перевез 65,3 млн.пассажиров (2006 г. – более 40 млн.), в то время как совокупный объем перевозок в России всеми авиакомпаниями в 2009 составил 45,1 млн.пассажиров. Проблемы: - сокращение аэропортовой сети, в первую очередь малых аэропортов - недостаточность конкуренции среди поставщиков услуг в аэропортах - дефицит парка ВС - таможенно-налоговая нагрузка в совокупности увеличивает стоимость перевозки почти на 40% - неразвитость IT-обеспечения, современных сервисов и технологий - ограниченный доступ на международные рынки. Требуется: -Развитие аэропортовой сети, восстановление региональных и местных аэропортов -Использование объектов инфраструктуры, выведенных из эксплуатации -Развитие конкуренции в системе наземного обслуживания -Оптимизация таможенного-тарифного регулирования -Возможность использования в практике авиакомпаний возвратных авиабилетов Меры по стимулированию воздушных перевозок
35 35 Меры по стимулированию воздушных перевозок Порядка 10% парка ВС деловой авиации зарегистрировано в Российской Федерации АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ, в т.ч. деловая авиация Особенности деловой авиации в России - зарубежная регистрация воздушных судов (по данным Объединенной ассоциации деловой авиации (ОНАДА), при парке ВС деловой авиации в 300 машин, количество самолетов под российским флагом не превышает 40), выполнение рейсов осуществляется преимущественно иностранными операторами, основной объем перевозок концентрируется в МАУ («Внуково»). ПРОБЛЕМЫ: - отсутствие соответствующей аэропортовой (аэродромной) инфраструктуры - недостаточность конкурентных отношений в сфере наземного обслуживания, монополизация отдельных сегментов рынка услуг по наземному обслуживанию, приводящая к увеличению стоимости такого обслуживания - обременительные условия сертификации и серийного производства ВС для малой авиации - отсутствие отечественных ВС ТРЕБУЕТСЯ: - Обеспечение доступа альтернативных операторов к объектам наземной инфраструктуры аэропортов - Развитие конкуренции в системе наземного обслуживания и снижение стоимости аэропортовых услуг - Создание условий по обеспечению возможности приобретения ВС в российской юрисдикции
36 Меры по стимулированию воздушных перевозок МЕЖДУНАРОДНЫЕ перевозки исключение согласования объемов и тарифов перевозок между назначенными авиаперевозчиками снятие ограничений по числу перевозчиков, назначенных для эксплуатации договорной международной воздушной линии предотвращение установления дискриминационных цен или практики Меры по развитию конкуренции на рынках международных перевозок одобрены Советом Глав правительств стран СНГ (Кишинев, 2008) Проект Модельного соглашения о воздушном сообщении (разработан в рамках деятельности МСАП) 36
37 Меры по стимулированию воздушных перевозок Создание международных и региональных аэропортов - хабов Развитие «хабовых» технологий, обеспечивающих консолидацию грузопотоков в ключевых аэропортах и их последующий разлет по направлениям Развитие наземной инфраструктуры аэропортов Оптимизация тарифной политики аэропортов Переход на технологии e-Freight (электронный документооборот) Гармонизация воздушного законодательства РФ с международным законодательством Доля РФ в мировом объеме грузоперевозок 1.5%-2% Падение объемов грузоперевозок в 2009 году по отношению к 2008 году составило на международных направлениях 6,4%, на внутренних - 13,1% Объем грузооборота сократился на 3,6%. Рынки услуг по грузовым авиаперевозкам отличаются еще большей концентрацией, чем пассажирские перевозки. На Москву и Санкт- Петербург приходится почти 98% всего объема грузопотока. 37 ГРУЗОВАЯ авиация Для развития грузоперевозок, повышения доли в мировом объеме, использования транзитного потенциала требуется
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.