Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕкатерина Барашкова
1 Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Мастер-класс Куртлацкова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 918 ЮВАО г.Москвы
2 2 Методические задачи 1. Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ) 2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ 3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности
3 3 Учение без мысли - напрасный труд. Конфуций Не мыслям надобно учить, а мыслить. Иммануил Кант Мышление - это новое сотворение мира. Альбер Камю Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Джек Лондон
4 4
5 5 Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
6 6 Ключево е слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры»
7 7 Ключевое слово
8 8 Ключевое слово Графические организаторы: «Кластеры»
9 Фишбоун 9 Голова: вопрос (проблема) Скелет: доказательства (верх-причина, низ-факт) Хвост: ответ (вывод)
10 Конкретные образовательные результаты ТРКМЧП 10 формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); формирование культуры чтения и письма; формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
11 Критическое мышление: 11 - естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; - разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить; - особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения; - отправная точка для развития творческого мышления.
12 12 Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
13 Критический мыслитель: 13 Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
14 Формы и средства развития КМ 14 сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся КМ – письменная работа
15 15 Базовая модель ТРКМЧП Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)вызов Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми)реализация смысла Третья стадия – рефлексия (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала)рефлексия
16 Приемы работы по ТРКМЧП 1) Приемы восприятия информации. 2) Прогнозирование. 3) Работа с текстом. 4) Приемы, развивающие умение задавать вопросы. 5) Творческая интерпретация информации. 16
17 Эффективность технологии Прием «Видеолекция с пропусками» 1 четверть Средний процент – 40% 3 четверть Средний процент – 98% Прием «Видеолекция с верными/неверными утверждениями» 1 четверть Средний процент – 100% 3 четверть Средний процент – 100% 17
18 Система учебных занятий - урок изучения новых знаний по развитию речи в 5-м классе, тема «Типы речи»; - урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 9-м классе, тема «Неизвестный Грибоедов»; - урок обобщения и систематизации изученного по литературе в 7-м классе, тема «Читая, размышляй» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). - система уроков изучения новых знаний по литературе (видеолекции) в 10-м классе, изучение творчества писателей и поэтов 19 в. 18
19 19 Пишем синквейн Пишем синквей (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейя: 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
20 Технология РКМЧП Нестандартная, наглядная Развивает, систематизирует, стимулирует Читая, размышляй и записывай Мышление 20
21 СИМВОЛЬНЫЙ ТЕСТ Цель: проанализировать качества, помогающие или мешающие быть инноваторами
22 Удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
23 Также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
24 Ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
25 Дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем- то обсуждает.
26 Нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
27 Если вы хотите добиться в этой жизни чего- то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить. (А.Франс) 27
28 28 Творческих Вам успехов, коллеги!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.