Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладислава Шумилина
1 Компетенции и компетентностный подход в современном образовании
2 Что такое компетентностный подход? Это противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений). Это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя проработать соответствующих средств.
3 Родина понятий «компетенция» и «ключевые компетенции» - США Время появления – конец 70-х гг. XX в. Сфера – бизнес. Проблема – определение качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности. Результаты первых исследований – 21 компетенция, которые были свойственны людям, успешным в своей профессиональной деятельности (неважно какой).
4 Понятие компетенции… Из стратегического доклада в рамках проекта «Определение и отбор компетенций: теоретические обоснования» (Швейцария и США): «компетенция – это способность удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание.» Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).
5 Что такое «ключевые компетенции»? Сам термин указывает на то, что это «ключ», основание для других, более конкретных и предметно- ориентированных компетенций. Ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
6 Ключевые компетенции… Ключевые компетенции – это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Ключевые компетенции приобретаются в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни, как результат их успешного применения для решения учебных и профессиональных задач и проблем.
7 Четыре основные группы компетенций: 1. осуществление деятельности в автономном режиме, самостоятельно, т.е. человек владеет информационной компетентностью, может использовать любые источники информации, знания в практической деятельности; 2. осуществление деятельности в группе, в команде; 3. осуществление управленческой деятельности (умеет ставить цели, планировать свою работу, себя организует на ее выполнение, рефлексирует результат, вносит поправки или корректирует ее, ставит новые цели; 4. обустройство своей личной жизни.
8 В. Хутмахер в качестве основных компетенций выделяет… …Их может быть всего две – умение писать и думать; …или семь – учение, исследование, думание, общение, кооперация (взаимодействие), умение делать дело, доводить дело до конца, адаптироваться к себе, принимать себя.
9 Функции ключевых компетенций… Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для решения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.
10 Качества успешного человека современности и ближайшего будущего? самостоятельный предприимчивый ответственный коммуникабельный толерантный способный видеть и решать проблемы автономно и в группе готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию работать в командах … Все это универсальные качества и свойства и необходимы любому человеку.
11 Какие же качества необходимы в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен (автор книги «Компетентность в современном обществе») отвечает: Способность работать самостоятельно без постоянного руководства Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе Умение принимать решения на основе здравых суждений, то есть, не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности, обработать информацию математически.
12 Способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать Готовность замечать проблемы и искать пути их решения Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа Способность уживаться с другими Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими)
13 Компетенция как результат образования Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) – ответ образования на вызовы современности. Следовательно, компетентностный подход основан не на увеличении объема информированности в различных предметах (это бессмысленно), а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.
14 Компетенция как результат образования Если цель образования – успешная социализация в обществе, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами школы.
21 Что такое компетентностный подход? Это противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений). Это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя проработать соответствующих средств.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.