Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Левышева
1 Классный час, посвященный Дню лицеиста «Да здравствует лицей!» Классный час, посвященный Дню лицеиста «Да здравствует лицей!» Разработка заместителя директора по УВР Стрелковой О.В.
2 «Нам бы жить, как в оны дни, Нам бы жить легко и смело, Не испытывать предела Для несчастья и любви, И подобно лицеистам Собираться у огня В октябре багрянолистном 19-го дня!» «Нам бы жить, как в оны дни, Нам бы жить легко и смело, Не испытывать предела Для несчастья и любви, И подобно лицеистам Собираться у огня В октябре багрянолистном 19-го дня!»
3 Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были новые люди. Их и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству. Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были новые люди. Их и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству.
4 Викторина для учащихся 1. Откуда пришло название Лицей? 1. Откуда пришло название Лицей?
5 Ответ: Слово «лицей» происходит от греческого «лакей» или «лакейон»- древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. Античный термин «лакейон» возродился во Франции в конце 18 века. Античный термин «лакейон» возродился во Франции в конце 18 века.
6 2. При каком императоре был создан Царскосельский Лицей? В каком году? 2. При каком императоре был создан Царскосельский Лицей? В каком году? В каком здании помещался Царскосельский Лицей? В каком здании помещался Царскосельский Лицей?
7 Ответ :19 октября 1811 года в Екатерининском дворце Царского Села состоялось торжественное открытие лицея. Присутствовали царь Ответ :19 октября 1811 года в Екатерининском дворце Царского Села состоялось торжественное открытие лицея. Присутствовали царь Александр 1, царская семья, министры, придворные. Александр 1, царская семья, министры, придворные.
8 3.Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым, и живым, К устам подняв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим 3.Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым, и живым, К устам подняв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим Он добился отмены карцера (появится позже), по его предложению в лицее были отменены телесные наказания. Его сын был лицеистом. Назовите имя первого директора лицея. Он добился отмены карцера (появится позже), по его предложению в лицее были отменены телесные наказания. Его сын был лицеистом. Назовите имя первого директора лицея.
9 Ответ : На открытии лицея выступили директор В.Ф. Малиновский Ответ : На открытии лицея выступили директор В.Ф. Малиновский и профессор Куницын. Речь А.П. Куницына называлась и профессор Куницын. Речь А.П. Куницына называлась «Наставление воспитанникам» «Наставление воспитанникам» «Раздался глас отечества в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями
10 4. Сколько человек было принято на первый курс Лицея? Сколько его окончило? 1
11 Ответ : В лицей было принято после вступительных испытаний Ответ : В лицей было принято после вступительных испытаний 30 мальчиков лет из дворянских семей, из дворянских семей, среди них А. Пушкин, И. Пущин, А. Дельвиг, В.Кюхельбекер и другие. Окончило 29 человек (один исключен)
12 5. Лицей был открыт по проекту всесильного министра. Как его 5. Лицей был открыт по проекту всесильного министра. Как его звали? звали?
13 Ответ :Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому. Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее с 12 августа 1810 г. уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами.
14 6. В лицее часто проводятся соревнования по языкам. Кто случайно заговорит по -…, того штрафуют. На каком языке нельзя было говорить? 6. В лицее часто проводятся соревнования по языкам. Кто случайно заговорит по -…, того штрафуют. На каком языке нельзя было говорить?
15 Одна из главных задач лицейского образования - развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. "Основное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие". Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего. Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – читалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению отечеству. Ответ : …на русском языке нельзя было говорить
16 7. Что представляла собой форма лицеистов ? 7. Что представляла собой форма лицеистов ?
17 Ответ : Форма лицеистов Однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником такими же обшлагами, на воротнике по две петлицы: у младших – шитые серебром, у старших – золотом. Однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником такими же обшлагами, на воротнике по две петлицы: у младших – шитые серебром, у старших – золотом.
18 8. Расскажите о режиме дня лицеистов 8. Расскажите о режиме дня лицеистов
19 Ответ :Режим дня лицеистов Ответ :Режим дня лицеистов В шесть часов утра- подъем. В шесть часов утра- подъем. Пауза – перекличка лицеистов из конца в конец класса. Пауза – перекличка лицеистов из конца в конец класса. – От 7 до 9 – класс, то есть учебные занятия. – От 7 до 9 – класс, то есть учебные занятия. – В 9 – чай с белой булкой. – В 9 – чай с белой булкой. – Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов. – Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов. – Вы помните ль то розовое поле, Друзья мои, где красною весною, Оставя класс, резвились мы на воле И тешились отважною борьбой? – Вы помните ль то розовое поле, Друзья мои, где красною весною, Оставя класс, резвились мы на воле И тешились отважною борьбой? – От 10 до 12 – класс. – От 10 до 12 – класс. – С 12 до часу – вторая прогулка. – С 12 до часу – вторая прогулка. – Гуляли обязательно в любую погоду. – Гуляли обязательно в любую погоду. – Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих. – Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих. – В 8.30 вечера – звонок на ужин. – В 8.30 вечера – звонок на ужин. – За ужином объелся я, А Яков запер дверь оплошно – Так было мне, мои друзья, И Кюхельбекерно, и тошно! – За ужином объелся я, А Яков запер дверь оплошно – Так было мне, мои друзья, И Кюхельбекерно, и тошно! – После ужина до 10 часов – отдых, развлечения. – После ужина до 10 часов – отдых, развлечения. – По средам и субботам бывало вечернее танцеванье или фехтованье. – По средам и субботам бывало вечернее танцеванье или фехтованье. – Каждую субботу – баня. – Каждую субботу – баня. – В 10 часов – вечерняя молитва, сон. – В 10 часов – вечерняя молитва, сон.
20 9. Воспитанники Корф, Данзас, Корнилов, Корсаков во время прогулки отставали от своих товарищей и, идучи мимо дворца, рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещевания гувернера… нимало не имели на них действия. Где могла появиться подобная запись? 9. Воспитанники Корф, Данзас, Корнилов, Корсаков во время прогулки отставали от своих товарищей и, идучи мимо дворца, рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещевания гувернера… нимало не имели на них действия. Где могла появиться подобная запись?
21 «1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной. 2. Сообразно сей цели, Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностью своею общее доверие заслуживающих. 3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные. Ответ : Все 6 лет в лицее велся Журнал поведения, где делались записи дисциплинарного характера Устав Лицея гласил:
22 10. Его лицейское прозвище – Жанно. Один из декабристов позже скажет о нем: Кто любит…, тот, верно, сам прекрасный человек. О нем Пушкин писал:«Мой первый друг, мой друг бесценный?» Назовите имя этого лицеиста, декабриста, 10. Его лицейское прозвище – Жанно. Один из декабристов позже скажет о нем: Кто любит…, тот, верно, сам прекрасный человек. О нем Пушкин писал:«Мой первый друг, мой друг бесценный?» Назовите имя этого лицеиста, декабриста, друга А. Пушкина друга А. Пушкина
23 Ответ : Иван Пущин. Ответ : Иван Пущин. Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре 1811 года и остались для него верными друзьями, навещали в ссылке. Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре 1811 года и остались для него верными друзьями, навещали в ссылке. В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых не одно. И.И.Пущин-»Жано», В.К.Кюхельбекер-» Кюхля»,сам Пушкин –» Француз». В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых не одно. И.И.Пущин-»Жано», В.К.Кюхельбекер-» Кюхля»,сам Пушкин –» Француз».
24 11. Лицейской жизни милый брат…, – так писал о нем Пушкин. Он был худ и вертляв. Его рост смутил портного при первой примерке. Его боялись дразнить открыто. Он был готов на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. А как любили его лицеисты! Его ждала нелегкая судьба: став декабристом, восемь лет он провел в одиночной 11. Лицейской жизни милый брат…, – так писал о нем Пушкин. Он был худ и вертляв. Его рост смутил портного при первой примерке. Его боялись дразнить открыто. Он был готов на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. А как любили его лицеисты! Его ждала нелегкая судьба: став декабристом, восемь лет он провел в одиночной камере и был сослан в Сибирь, а похоронен в камере и был сослан в Сибирь, а похоронен в городе Тобольске. Назовите его имя. городе Тобольске. Назовите его имя.
25 Ответ : Вильгельм Кюхельбекер.
26 12. Он никогда не вмешивался в игры, требовавшие проворства и силы, предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. Ему посвятил Пушкин строки: 12. Он никогда не вмешивался в игры, требовавшие проворства и силы, предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. Ему посвятил Пушкин строки: Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. На его стихи был написан романс «Соловей» Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. На его стихи был написан романс «Соловей» О ком идет речь? О ком идет речь? 1
27 Ответ :А.Дельвиг 1
28 «Имена Лицея и Пушкина неразрывно связаны между собой в культурной истории России. И трудно сказать, кто кому более обязан: Пушкин Лицею или Лицей Пушкину»,- пишет Я. Грот в своей книге « Пушкин, его лицейские товарищи и наставники.» «Имена Лицея и Пушкина неразрывно связаны между собой в культурной истории России. И трудно сказать, кто кому более обязан: Пушкин Лицею или Лицей Пушкину»,- пишет Я. Грот в своей книге « Пушкин, его лицейские товарищи и наставники.» У Пушкина лицейские годы явились годами становления, с которых он « пришел в русскую поэзию». У Пушкина лицейские годы явились годами становления, с которых он « пришел в русскую поэзию».
29 13. Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 8-ого числа будущего месяца имеет быть в оном публичное испытание воспитанников 1-ого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст. Чем знаменательно это испытание? 13. Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 8-ого числа будущего месяца имеет быть в оном публичное испытание воспитанников 1-ого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст. Чем знаменательно это испытание?
30 стисти Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии самого Державина- первого поэта 18 века. После чтения на экзамене оды «Воспоминания в Царском Селе» с необыкновенной быстротой растет слава молодого Пушкина.
31 14. Вспомните названия рукописных журналов лицеистов. 14. Вспомните названия рукописных журналов лицеистов.
32 Ответ : Талантливые юноши выпускали рукописные журналы (Лицейский Мудрец, Лицейская антология Неопытное перо, Для удовольствия и пользы. и др.)
33 По окончании Лицея жизнь разбросала лицеистов в разные стороны, но Пушкин и его ближайшие друзья никогда не забывали друг друга. Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник - день открытия Лицея, 19 октября. Через восемь лет, много испытав и пережив, отбывая пятый год ссылки. Пушкин снова подчеркнул неразрывность их Лицейского круга в стихотворении: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
34 15. Почему лицеисты стали называться чугунниками? 15. Почему лицеисты стали называться чугунниками?
35 Ответ : На выпуске директор Егор Антонович Энгельгардт надел лицеистам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы. На выпуске директор Егор Антонович Энгельгардт надел лицеистам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.
36 В его стенах в разное время учились: писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л.А. Мей, ученый Н.Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я.К. Грот. Но подлинную славу Лицею принесли его первенцы. Этот выпуск вошел в историю именами А.С. Пушкина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя, адмирала Ф.Ф. Матюшкина, министра инностранных дел А.М. Горчакова, директора Императорской Публичной библиотеки М.А.Корфа. Царскосельский лицей окончили 286 человек.
37 16. Кто в одиночестве отмечал День Лицея? 16. Кто в одиночестве отмечал День Лицея?
38 Ответ : Горчаков. Ему при выпуске была вручена первая золотая Большая медаль и отличный аттестат. Он стал канцлером, министром иностранных дел. Ответ : Горчаков. Ему при выпуске была вручена первая золотая Большая медаль и отличный аттестат. Он стал канцлером, министром иностранных дел.
39 17. Как ты понимаешь слова 17. Как ты понимаешь слова У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть, свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута? У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть, свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута?
40 Есть какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, несмотря на эпохи разделяющие поколения. И недаром 19 октября стало чем-то живым не только для Пушкина и его друзей, но и для нас. «ДЕНЬ ЛИЦЕИСТА» наш традиционный праздник. Все Все всевсе Все тот же прежний дух Лицея, Добром и честью пламенея, Горит в сердцах его детей. Всегда питомец был Лицея С высоко поднятым челом. И не запятнано и чисто Все так же имя лицеиста От прошлых лет до наших дней, И те же узы дорогие Связали курсы всех годов!
41 Девиз Лицея: «Для общей пользы» Девиз Лицея: «Для общей пользы»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.