Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГлеб Ширманов
1 Своеобразие сатиры А.Аверченко Своеобразие сатиры А.Аверченко Урок 2
2 Цели урока: Расширить и закрепить знания о сатирическом своеобразии рассказов А. Аверченко Применить метод рецензирования текста для более глубокого знакомства с творчеством автора и выявления особенностей сатиры писателя непосредственно при работе с текстом
3 План работы 1. Проверочная работа 2. Проверка домашнего задания. Выступление рецензентов. 3. Тематика и проблематика сборника Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». 4. Своеобразие творческой манеры писателя. Система выводов по творчеству писателя.
4 Тест 1 1. Аверченко родился… А) Харьков; Б) Севастополь; В) Петербург; Г) Москва. 2. Отец писателя был… А) Ремесленником; Б) Мореплавателем; В) Служащим конторы; Г) Купцом.
5 3. Литературная деятельность Аверченко началась… А) 1903; Б) 1904; В) 1907; Г) Аверченко был основателем журнала… А) «Москвитянин»; Б) «Вестник Европы»; В) «Сатирикон»; Г) «Пчела».
6 5. В эмиграции Аверченко жил… А) Прага; Б) Берлин; В) Шанхай; Г) Париж. 6. Аверченко умер… А) В 1923; Б) 1924; В) 1925; Г) 1926.
7 Проверочная работа Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 1. Аверченко продолжал традиции… 2. Объектом сатирического изображения в произведениях Аверченко является… 3. Средствами достижения сатирического эффекта являются… Дайте им определения.
8 Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 4. Соотнесите название рассказа с его идеей «Поэт» - обличается взяточничество чиновников «Русалка» - высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество «Виктор Поликапович» - оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски
9 Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко. 5. Ярким примером использования приема гротеска является рассказ…, потому что…
10 План рецензии 1. Слово о писателе. 2. Общее впечатление от рассказа. 3. Краткое содержание. 4. Объект высмеивания в рассказе. 5. Средства достижения сатирического эффекта. 6. Черты каких произведений можно увидеть в данном произведении? Проведите сюжетные параллели с произведениями писателей 19 века. 7. Актуально ли произведение автора на сегодняшний день?
11 Как класс оценивает рецензию? Достоинства и недостатки рецензии Дополнения (для тех, кто готовил этот же рассказ) В чем вы не согласны с рецензентом? Какой вопрос, однозначно решенный рецензентом вам кажется спорным? Над чем заставила меня задуматься работа? Ваша точка зрения на затронутую в рецензии проблему.
12 Выводы Тематика рассказов Аверченко отличается удивительным многообразием. За основу в рассказе бралась житейская ситуация, комический эффект достигался различными сатирическими средствами (гипербола, гротеск, комические диалоги, ирония). Произведения Аверченко современны, так как в них затрагиваются зачастую самые обычные бытовые житейские проблемы. Рассказы не утратили своей искрометной юмористичности.
13 Эмиграционный период в жизни Аверченко Революция 1917 года очень сильно повлияла на творчество многих писателей Серебряного века и перевернула судьбу многих из них. Равнодушных не было. О том, как отнесся к этому событию Аверченко мы можем узнать, обратившись к сборнику рассказов, изданному в эмиграции «Дюжина ножей в спину революции».
14 «Дюжина ножей в спину революции» В 1921 г. в Париже вышел сборник «Дюжина ножей в спину революции». Известно, что вождь пролетарской революции В.Ульянов, он же Ленин, отозвался об этом издании как о «высокоталантливой книжке... озлобленного до умопомрачения белогвардейца». Ильич вообще считал Аверченко врагом не слабее Колчака и Деникина, может, потому и назвал его белогвардейцем. Ведь уже в предисловии автор заявляет: «...Не будем обманывать и себя и других; революция уже кончилась, и кончилась она давно! Начало ее - светлое, очищающее пламя, средина - зловонный дым и копоть, конец - холодные обгорелые головешки. Разве мы сейчас не бродим среди давно потухших головешек - без крова и пищи, с глухой досадой и пустотой в душе...»
15 Сообщение «Дюжина ножей в спину революции» Вопросы к докладчику. 1. Как вы понимаете название сборника? 2. Как автор разъясняет общий смысл и идейно-художественную направленность своего сборника? 3. Согласны ли вы с авторской позицией по отношению к революции? 4. В идейно-композиционной структуре сборника особую прием контраста. Как вы считаете почему? С какой целью автор его использует?
16 Вывод Революция перевернула жизнь и творчество писателя. Он вынужден был покинуть пределы своей страны под страхом смерти. Поселился в Праге. Тосковал по родине, по старой России, критиковал с дальнего берега революцию. Рассказы его приобрели характер острой политической сатиры.
17 Система вопросов для подведения итогов урока. Какие периоды в жизни Аверченко можно выделить? Представителем какого литературного направления был писатель? Что составляет основу его рассказов? Какова их тематика? Охарактеризуйте стиль писателя. Стилю какого писателя 19 века он близок?
18 Итоги уроков… В жизни писателя можно выделить 2 периода до эмиграционный и эмиграционный. Аверченко был представителем реалистического направления в литературе. Произведения Аверченко отличают остроумные сюжеты. Он выставляет напоказ скудоумие обывателя, подтрунивает над человеческими слабостями, высмеивает нездоровую мечтательность, пьянство, глупость и пр.
19 Итоги уроков… Стиль писателя остроумный, меткий, лаконичный, его можно соотнести со стилем Чехова. Язык писателя характеризуется использованием жаргонной, ругательной лексики, просторечия, эмоционально-оценочной лексики. Синтаксис писателя характеризуется обилием восклицательных предложений, неполных предложений. Преобладает диалоговая манера повествования.
20 Итоги уроков… В основе рассказов лежит изображение незначительного жизненного эпизода, по воспоминаниям Тэффи, он создавал свои рассказы «из ничего».
21 Домашнее задание. Прочитать рассказ Короленко «Чудная». Выявите позицию автора по отношению к героине.
22 Финальный вопрос. Вам понравились рассказы Аверченко? Как вы считаете, нужно ли включать изучение его творчества в программу по литературе для 11 класса, ведь не так давно его творчество не изучалось в школе?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.