Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерий Силкин
1 Полиграфия Правила применения сеток Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра компьютерных систем мониторинга © Харитонов А. Ю. 1
2 Определение правил и условий применения Модульное проектирование многополосных изданий после выработки концепции дизайна и математического расчета сетки вступает в фазу определения правил верстки и условий их применения. Для наглядности рассмотрим определение правил верстки для практического примера, приведенного ранее (метод расчетов для металлического набора). © Харитонов А. Ю. 2
3 Макеты изданий, созданные по одним и тем же линиям, могут иметь кардинальные отличия. Все зависит от правил верстки, описывающих методы и концепцию проекта. Концепцией издания предусмотрен большой массив текстового набора и значительное количество иллюстраций. Сетка представляет собой четырехколонник с восемью рядами модулей. Текст, набранный 10-м кеглем с интерлиньяжем в 12 пунктов, размещается, в одну или две колонки, шириной в два модуля. © Харитонов А. Ю. 3
4 4 56-ти элементная модульная сетка. Иллюстрация показывает один из вариантов верстки по этой сетке: текстовая колонка располагается слева, почти во всю полосу по высоте. Верхняя часть набора предназначена для заголовков, подписей или легенд. Правая часть полосы отведена под иллюстрации и дополнительный текст. Типографика следует за твердой системой сетки, со страницами, разделенными по вертикали на равные половины. Таким образом, модули и их объединения – области сетки – предназначены для текста и иллюстраций, сопрягаемых между собой по горизонтали.
5 © Харитонов А. Ю. 5 Пример использования 32-х элементной модульной сетки для различных вариантов макета
6 Правила, формирующие размер и положение текстового блока, относятся все же к концепции издания и определены в большинстве случаев в начале работы над проектом. Методы верстки иллюстраций могут быть основаны на различных правилах. Иллюстрация располагается четко на линиях сетки. В данном случае сопряжение с текстом происходит и по верхним, и по нижним горизонталям сетки. Недостаток – верстка иллюстраций, которые не могут быть подвергнуты изменениям. © Харитонов А. Ю. 6
7 Следование абрису полосы или другого значащего поля. Иллюстрации на странице стремятся к границам полей или диктующим линиям, подчеркивая полосу набора или отдельную область набора. Если в верхней части страницы действует правило о совпадении верхней границы иллюстрации и верхней горизонтали сетки, то снизу активной становится нижняя линия. «Верхняя граница иллюстрации всегда совпадает с х-высотой наборного шрифта или верхней горизонталью модульной сетки». © Харитонов А. Ю. 7
8 Для успешного применения этого правила требуется построчная разбивка полосы – позиционирование графики только линиями сетки малой детализации. Иллюстрация помещается верхним краем на горизонтали, а ее левая и правая границы совпадают с вертикалями сетки. Недостаток метода – возможное несоответствие нижней границы иллюстрации с базовыми линиями шрифта (нижними линиями модульной сетки). «Прикрепление» иллюстрации к вертикали сетки. © Харитонов А. Ю. 8
9 9 Графика точно соответствует модулям сетки, идеально ложится на ее линии Следование абрису полосы при соблюдении вертикалей сетки
10 Верхняя и нижняя граница изображения регулируются горизонталями сетки, активными становятся левый верхний и нижний угол. Флаговый принцип верстки (по аналогии с флаговым набором текста) позволяет выравнивать строки и иллюстрации. Приведенные варианты верстки, основанные на различных правилах, дают отчетливое представление о роли творчества в математически рассчитанных конструкциях. © Харитонов А. Ю. 10
11 © Харитонов А. Ю. 11 Иллюстрации «закреплены» на верхней линии модульной сетки, имея свободный нижний край Использования вертикалей модульной сетки для «флагового» фиксирования изображения
12 По сетке и вне сетки Как и любой другой метод конструирования, сетка – не абсолют. Существует несколько причин отступления от следования конструкции сетки в модульном проецировании: Превалирование норм типографики над правилами построения по сетке, т.е. подтверждается императив законов набора при верстке издания. © Харитонов А. Ю. 12
13 Небольшая коррекция в пользу монолитного абзаца может привести к изменению, например, ширины колонки вспомогательного текста для подписей, легенд, комментариев. Сохранение композиционной целостности разворота. В этом случае, к примеру, возможно центрирование крупной иллюстрации по оптическому центру страницы без ее привязки к вертикалям сетки. Сознательное нарушение модульного построения полосы. © Харитонов А. Ю. 13
14 © Харитонов А. Ю. 14 Игорь Гурович, Анна Наумова Журнал «Союз дизайнеров», Москва, 1998 Типичный пример принесения модульной сетки в жертву типографике. Макет журнала заявлен арт-директором номера Игорем Гуровичем:«Сложная модульная сетка с шестью градациями по ширине без межколонника дала возможность сталкивать шрифтовые плотности и делать живую ритмизированную верстку». Однако, ширина варьируется в больших диапазонах, очевидно для благополучного втискивания текста. Изучение вертикальных линий показали, что узкие колонки имеют ширину 18 мм, т.е. в конкретных случаях сетка не имела приоритета.
15 © Харитонов А. Ю. 15 Дизайнер не всегда может следовать линиям сетки. Например, расположить одиночную иллюстрацию в оптическом центре
16 © Харитонов А. Ю. 16 Хэл Уолвертон, Кэт Сайто, Робин Мур. Разворот журнала «Say», США, 1995 По заказу Amnesty International линии коллажной сетки были нанесены на страницу. Они превратились в прутья тюремной решетки, многократно нарушаемые текстом и графикой
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.