Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлина Михалкова
1 Формы организации обучения в ВУЗе
2 План: Лекция – основная форма организации обучения в ВУЗе: виды и требования к лекции Функции лекции Практические занятия в ВУЗе
3 Лекция – основная форма организации обучения в ВУЗе.
4 Требования к лекции: Высокий научный уровень излагаемой информации Большой объём научной информации Доказательность и аргументированность суждений Примеры, факты, тексты, документы Ясность изложения мыслей
5 Требования к лекции: Анализ разных точек зрения Формулировка выводов Разъяснение вводимых терминов и названий Установление контакта с аудиторией Использование наглядных материалов
6 Виды лекций: Вводная Лекция-информация Обзорная Проблемная Лекция-визуализация Бинарная С заранее запланированными ошибками Лекция-конференция Лекция-консультация
7 Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете. Лектор знакомит студентов с назначением курса, даёт краткий обзор, анализирует рекомендуемую литературу, уточняет формы и сроки отчетности.
8 Лекция-информация Ориентирована на изложение и объяснение научной информации. Это самый традиционный тип лекций.
9 Обзорная лекция Систематизирует научные знания, исключает детализацию и конкретизацию. Стержень излагаемых положений составляет основа всего курса.
10 Проблемная лекция Новые знания вводятся через проблемность вопроса. Содержание проблемы раскрывается путем поиска её решений.
11 Лекция-визуализация Визуальная форма подачи лекционного материала. Лекция сводится к комментированию визуальных материалов.
12 Бинарная лекция Лекция в форме диалога двух преподавателей.
13 Лекция с заранее запланированными ошибками :) Стимулирует студентов к контролю предлагаемой информации. В конце лекции проводится разбор сделанных ошибок.
14 Лекция-конференция Научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов.
15 Лекция-консультация Может проходить по разным сценариям. Например по типу «вопросы-ответы» или же « вопросы-ответы-дискуссия»
16 Каждый вид или тип лекций решает определенный набор задач. Разнообразие видов говорит о творчестве и мастерстве преподавателей, заинтересованных в результативности своей работы.
17 Функции лекций Информационная Ориентирующая Разъясняющая Убеждающая Воодушевляющая
18 Информационная Лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке и решаемой сейчас.
19 Ориентирующая Ориентирует в научной литературе не только ссылкой на книги, а показом теорий и идей: когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы.
20 Разъясняющая Лектор разъясняет и объясняет суть теории, добивается адекватного понимания студентами содержания понятий. Очень важно не только раскрытие смысла термина, но и формирование понятия в сознании студента.
21 Убеждающая Лекция осуществляется через доказательность утверждений лектора. Доказательность речи лектора может быть обеспечена фактами и силой логики.
22 Доказательство фактами имеет громадное значение в преподавании психологии, в которой теоретические выводы делаются с помощью обобщения экспериментальных фактов.
23 Логическое доказательство рассуждение, в процессе которого одна мысль обосновывается с помощью других, истинность которых очевидна (или доказана ранее).
24 Логическое доказательство 1.Тезис, который нужно доказать 2. Доводы (с их помощью тезис обосновывается) 3. Демонстрация (показ последовательной связи мыслей)
25 Виды логического доказательства: Прямое – обоснование суждений на каком-нибудь несомненном начале, из которого выводится истинность тезиса. Косвенное – истинность тезиса доказывается опровержением противоположного.
26 Воодушевляющая Помимо сообщения важной научной информации, лекция должна увлечь студентов и воодушевить на углубленное занятие данной наукой.
27 Чтобы быть интересной, лекция должна отвечать нескольким психологическим условиям.
28 Первое условие: Осознание студентом смысла в приобретении знаний в данной науке.
29 Второе условие: осознание аудиторией новизны излагаемого материала, который дополняет уже имеющиеся знания.
30 Третье условие: Побуждение и стимулирование работы мышления слушателей, то есть создание проблемы.
31 Итак, лекция интересна, если: Она полезна для студента Содержит новый материал Вызывает активное творческое мышление
32 Практические занятия - это групповые занятия, на которых обсуждаются практические ситуации, встречающиеся в деятельности профессионала.
33 Формы практических занятий: Семинары-практикумы Семинары-дискуссии Лабораторные занятия
34 Семинары-практикумы Занятия, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических задач.
35 Семинары-дискуссии Занятия, на которых обсуждаются различные методы исследования, применительно к нуждам практики.
36 Лабораторные занятия Обучение студентов исследовательскому подходу к изучению науки, то есть материал, услышанный на лекциях, находит проверку в исследованиях.
37 Материалом для мыслительных задач, служат проблемы самой науки. Для практических занятий таким материалом будут жизненные факты и противоречия повседневной деятельности.
38 Принципы подхода к разработке учебных задач: «от теории – к практике» «от жизни – к теории»
39 «От теории – к практике» Подбираются вопросы из числа теоретических проблем и предлагается студентам найти соответствующие примеры в практике.
40 «От жизни – к теории» В задаче предлагаются практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения теории.
41 Лабораторные занятия. Основное предназначение – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению науки.
42 В психологии: учебные задачи нацелены на обработку разных методик исследования: анкетирование, тестирование, проведение исследовательских бесед и интервью, обработка и анализ количественной информации, эксперимент.
43 Требования по проведению лабораторных занятий. Занятие не должно быть громоздким Теоретическая интерпретация фактов, полученных студентами. Изучая методики и исследовательские подходы, студенты должны получать знания и по теории.
44 Процесс решения студентами учебных задач во время самостоятельной работы при подготовке к занятию является не только индивидуальной деятельностью отдельного студента, а становится коллективным творчеством группы, так как всегда завершается обсуждением в группе.
45 Такое обсуждение в группе составляет основную часть деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения знаний. Преподаватель обеспечивает через учебные задания дистанционное управление процессов усвоения.
46 Формы групповых занятий обеспечивают решение двуединой задачи: 1. Достижение через решение учебных задач усвоения учебного материала 2. Управление преподавателем процессом этого усвоения, уточнение и корректировка усвоенного студентами.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.