Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКирилл Верьянов
1 РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Аронов А. М. канд. физ-мат. наук, проф. Сибирского Федерального Университета, Пушнова Ю. И. Магистрант Сибирского Федерального университета.
2 компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области При этом от компетентности ее отличает то, что последняя «это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности»
3 При этом рядом исследователей отмечается особый тип компетенций – ключевые или метапредметные компетенции. Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе (эффективное решение разнообразных задач и выполнение социально-профессиональных ролей и функций на основе единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей)
4 Ряд авторов (П.Г.Щедровицкий, А.А.Попов, И.Д.Проскуровская, Е.С.Рожкова, А.В.Султанова) выделяют следующие три сквозные компетенции, формирование которых «стоит сегодня на повестке дня новой культурной революции в России: Возможность движения за рынками труда (профессиональная компетенция). Возможность самоидентичности (личностная компетенция и компетенция личностного взросления). Возможность социальной коммуникации, возможность включения в различные социальные среды (гражданская компетенция)».
5 Гипотеза и модель. По нашему мнению, для формирования указанных метапредметных компетенций, выпускник педагогического бакалавриата федерального университета должен: быть готовым совершать образовательно-профессиональный выбор; (Что включает профессиональную компетенцию, как возможность на основе деятельностно выстроенных проб в процессе обучения в бакалавриате, оценить собственный ресурс, полученный в образовании, потребности рынка, возможность получить недостающие знания и на основе этих данных принять решение о профессиональном развитии по окончании бакалавриата.) уметь увидеть возможность включиться в команду или организовать ее, для решения профессиональной задачи.
6 Идея проб заключается в том, что необходимо создание условий для интерактивного самостоятельного конструирования педагогического содержания студентом в результате реализации деятельности. Для этого в рамках практики мы проводим имитационно-моделирующие игры (ИМИ) для студентов.
7 По нашему предположению, для формирования выше обозначенных метапредметных компетенций образовательный процесс бакалавриата должен быть выстроен событийно, то есть на каждом курсе должно произойти образовательное событие, которое организует дальнейшую деятельность и развитие студента. Так, основным новообразованием на первом курсе является открытие искусственно (деятельноностно) устроенной образовательной реальности и проба организации собственного образовательного процесса в деятельностном залоге. На втором курсе таким событием является проба со организации в проектные или исследовательские команды для работы на общие задачи. На третьем курсе студент совершает пробу замысливания и реализации собственного педагогического проекта.
8 На ИМИ основной задачей ставящейся перед студентами является построение деятельностных понятий. Одним из таких понятий, являющихся ключевым для индивидуализации и субъективации процесса образования, является деятельностное понятие «индивидуальная образовательная программа».
9 ИМИ выстроена таким образом, что студенты старших курсов, помимо основного понятия последовательно строят понятия «тьютор», «куратор» для чего занимают соответствующие позиции по отношению к более младшим курсам (например, 3 курс для 2-ого тьюторы, но для 1-ого уже кураторы). За счет этого выстраивается система педагогической поддержки и рефлексивного управления организацией события.
10 Задачи игры для первого курса: 1)появление представлений о деятельностной организации собственного образования 2) разработка деятельностного понятия «индивидуальной образовательная программа», где под программой подразумевается карта мест, с обозначенными содержательными точками входа в образовательный процесс.
11 Для второго курса: 1)построение собственной индивидуальной образовательной программы, где под программой подразумевается описанная система образовательных приоритетов, мест 2)проба работы в содержательной команде тьюторов для первого курса 3) проба построения команды для проведения собственного исследования или проекта 4) проба построения собственного педагогического действия
12 Для третьего курса: 1)проведение собственного исследования в модельной форме на студентах младших курсов 2) построение собственной индивидуально- образовательной программы, где прорисована система собственных образовательных интересов, результатов, возможностей и проведен анализ своих слабых и сильных сторон.
13 3 такта игры: 1. Доигровая подготовка студентов третьего курса – замысливание модели собственного исследования в рамках игры, подготовка к тьюторской работе со студентами второго курса
14 3 такта игры: 2. два вводных игровых дня, где студенты третьего курса готовят студентов второго курса к тьюторской работе с первым курсом. По результатам этого такта студенты 2 курса определяются готовы ли они выступить тьюторами или же им необходимо поиграть еще раз, вместе с первым курсом
15 3 такта игры: 3. Непосредственно игра с первым курсом, где второй курс является тьюторами, а третий кураторами.
16 По результатам участия в ИМИ и проработки деятельностного понятия «индивидуальная образовательная программа», студенты начинают относиться к собственному образовательному процессу как к деятельности. Помимо непосредственно практики, существует клубное пространство, которое является рефлексивным и поддерживающим по отношению к самой игре. Помимо этого, клубное пространство выходит за рамки университетского образовательного процесса, является инициативным. За счет включения в клубы, студенты приобщаются к реализации действующих педагогических и исследовательских проектов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.