Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДарья Ярусова
1 Развитие регулирующей системы в области ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Первый заместитель начальника ГОСАТОМНАДЗОРА РЫДЛЕВСКИЙ Л.С.
2 м
4 Цель регулирования ядерной и радиационной безопасности - формирование условий, при которых гарантируется защита работников объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (ИИИ), населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов и ИИИ
5 Задачи системы регулирования ядерной и радиационной безопасности (1) создание и обеспечение деятельности регулирующего органа, на который возлагается ответственность за выдачу разрешений на выбор площадки, проектирование, сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации радиационных объектов после проведения соответствующего анализа и оценки; создание и обеспечение деятельности регулирующего органа, на который возлагается ответственность за выдачу разрешений на выбор площадки, проектирование, сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации радиационных объектов после проведения соответствующего анализа и оценки; организация и проведение анализа документации, подтверждающей безопасность радиационных объектов, представленной заявителем/обладателем лицензии; организация и проведение анализа документации, подтверждающей безопасность радиационных объектов, представленной заявителем/обладателем лицензии;
6 Задачи системы регулирования ядерной и радиационной безопасности (2) проведение необходимых инспекций по вопросам регулирования и принятие соответствующих санкций на всех этапах процесса лицензирования, чтобы гарантировать соблюдение ограничений и условий, установленных лицензией, заявителями, обладателями лицензий и их подрядчиками; проведение необходимых инспекций по вопросам регулирования и принятие соответствующих санкций на всех этапах процесса лицензирования, чтобы гарантировать соблюдение ограничений и условий, установленных лицензией, заявителями, обладателями лицензий и их подрядчиками; разработка правил и критериев в области охраны здоровья людей, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды, в связи с радиационной опасностью; разработка правил и критериев в области охраны здоровья людей, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды, в связи с радиационной опасностью; разработка правил и процедур по обеспечению готовности к аварийным ситуациям на площадке АЭС и за ее пределами. разработка правил и процедур по обеспечению готовности к аварийным ситуациям на площадке АЭС и за ее пределами.
7 МЧС Республики Беларусь Полномочия определены: Указами Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»; от 12 ноября 2007 года 565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции»; от 16 октября 2009 года 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»; от 1 сентября 2010 года 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Законами Республики Беларусь от 9 января 1998 года «О радиационной безопасности населения»; от 5 мая 1998 года «О защите населения и территорий в случае чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»; от 30 июля 2008 года «Об использовании атомной энергии». Постановлениями Правительства Республики Беларусь и др.
8 Мероприятия регулирования: Подготовка и утверждение нормативных документов; Надзор за проектированием, размещением, строительством радиационных объектов и далее; Контроль за научным сопровождением, подготовкой кадров, качеством мероприятий по обеспечению безопасности; Подготовка кадров в области: Надзора ядерной и радиационной безопасности; Надзора промышленной безопасности АЭС; Пожарной безопасности АЭС; Аварийной готовности и реагирования. Участие в международном сотрудничестве: Выполнение международных обязательств Республики Беларусь; Экспертное взаимодействие с МАГАТЭ; Взаимодействие с иностранными регулирующими органами. Проводимые министерством мероприятия
9 Основные задачи Госатомнадзора Лицензирование (размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации АЭС); Надзор за размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией АЭС; Подготовка требований к обращению с РАО отходами и отработавшим ядерным топливом; Эффективное реагирование на возможные радиационные аварийные ситуации; Формирование оптимальной структуры Госатомнадзора, подбор новых кадров Совершенствование нормативно-правовой базы
10 Дальнейшее укрепление Госатомнадзора Улучшение организационной структуры и человеческих ресурсов; Законодательство и нормативные акты; Поддержание режимов безопасности; Лицензирование и связанная с ним оценка безопасности первой белорусской АЭС; Научно-техническая поддержка ГАН; Инспекции и правоприменение; Коммуникационная стратегия; Развитие системы управления безопасности.
11 Улучшение организационной структуры и человеческих ресурсов Структурные улучшения: Отдел по надзору за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок; Отдел учёта, контроля и физической защиты ядерных материалов и установок; Отдел радиационной защиты; Сектор по контролю за обращением с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом; Инспекция по надзору за ядерной безопасностью ядерных установок; Отдел коммуникаций и общественной информации.
12 Для выполнения своих функций и обязанностей регулирующий орган должен располагать надлежащим образом квалифицированным и компетентным персоналом. Компетентность персонала - необходимый элемент в деле достижения действительной независимости регулирующего органа в принятии решений Общие требования безопасности МАГАТЭ (GSR part 1 «Укомплектование персоналом и компетенции регулирующего органа»)
13 Программы подготовки кадров охватывает вопросы: подготовки инспекторов; обучения основным методам рассмотрения ООБ АЭС; обучения методам детерминистского анализа безопасности; обучения методам вероятностного анализа безопасности.
14 1. Государственная программа подготовки кадров для атомной АЭС на годы Открытие новых специальностей в ВУЗах Обучение в зарубежных ВУЗах и УТЦ АЭС Стажировка на действующих объектах АЭС Инструменты подготовки кадров - 2. Международные проекты Проекты технического сотрудничества с МАГАТЭ Проекты с Европейской комиссией
15 Разработка законодательных и нормативных актов Нормативные акты Президента Республики Беларусь Законы Республики Беларусь Постановления Совета Министров Республики Беларусь Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Технические нормативные правовые акты Нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности Руководящие документы, методические указания
16 Непрерывное поддержание режима безопасности и сохранности подготовка национальных докладов Беларусь в соответствии с обязательствами в рамках Конвенции по ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами; дальнейшее развитие системы Гарантий в Беларуси, государственный учёт и контроль ядерных материалов. государственная регистрация источников ионизирующего излучения; контроль над расположением и перемещением ИИИ посредством Государственного реестра.
17 Основные лицензируемые виды деятельности использование атомной энергии; обращение с ИИИ; обращение с радиоактивными отходами; проектирование и изготовление технологического оборудования и средств радиационной защиты; проведение экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.
18 Лицензирование этапов АЭС осуществляется при: выборе площадки для размещения; проектировании; строительстве; эксплуатации; снятии с эксплуатации.
19 Лицензирование и связанная с ним оценка безопасности первой белорусской АЭС изучение уроков, извлеченных из процесса лицензирования для улучшения (при необходимости) системы лицензионного законодательства; обновление требований к ООБ АЭС; разработка программы оценки и анализа ООБ АЭС; экспертиза безопасности АЭС; освоение методологии детерминистского анализа безопасности АЭС; освоение методологии вероятностного анализа безопасности АЭС.
20 Научно-техническая поддержка Госатомнадзора Изучение, адаптация и внедрение лучших методик оценки безопасности; Разработка и внедрение программ и моделей оценки безопасности процессов внутри и за пределами АЭС (в реакторе, первом и втором контурах, в защитной оболочке); Изучение и анализ опыта в производстве компонентов, систем АЭС и в эксплуатации АЭС; Создание аналитических систем и баз данных; Внедрение вероятностных методов анализа безопасности.
21 Развитие организационно- правовых аспектов системы экспертной оценки: создание отдельной ОТП; совершенствование и дальнейшее развитие нормативно-правовой базы функционирования экспертных организаций.
22 Инспектирование и правоприменение (1) Развитие практики инспектирования и программ инспекций для проектирования, изготовления основного оборудования, сооружения и ввода АЭС в эксплуатацию Разработка и формализация механизмов контроля и оценки эксплуатационной безопасности АЭС; Разработка методов расследования событий; Совершенствование системы санкций, применяемой к юридическим лицам в случае несоблюдения правил безопасности и условий действия лицензий и разрешений; Внедрение передовой международной практики и рекомендаций МАГАТЭ на национальном уровне
23 Держать руку на пульсе безопасности – основной принцип деятельности
24 Коммуникационная стратегия регулирования нацелена на Распространение компетентной информации о ядерной и радиационной безопасности; Оперативное реагирование на общественное мнение; Внедрение механизмов информирования общественности о результатах контроля, доступа общественности к информации об уровне безопасности; Сотрудничество Госатомнадзора с регулирующими органами других стран и международными организациями; Поддержание контактов с другими органами госуправления для содействия эффективному принятию решений по вопросам безопасности в атомной отрасли.
25 Безусловная реализация коммуникационной стратегии регулирования – гарантия безопасности
26 Развитие регулирующей системы по результатам международных миссий МАГАТЭ 2010 год – Оценочная миссия по готовности к реагированию на радиационные чрезвычайные ситуации; 2012 год – Комплексная миссия по оценке готовности национальной инфраструктуры ядерной энергетики; 2013 год (план) – миссия Международной службы по физической ядерной безопасности.
27 Развитие системы управления безопасности - Разработка концепции/программы для системы управления безопасности - Развитие нормативной базы управления безопасности
28 Благодарю за внимание! Посетите наш Интернет-сайт
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.