Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВадим Шушпанов
1 Особенности функционирования синонимов в лирике С.А. Есенина МОУ «СОШ 240 г. Борзи Забайкальского края. Учитель Тяпкина С.Г. и ученица 8 класса Кутенкова Юлия. Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. С.А. Есенин
2 "Есенин - чудо поэзии. И, как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца". Юстинас Марцинкявичюс
3 Есенин «замаскировал» выразительные средства под деревенскими выражениями, устаревшей лексикой, хорошей рифмой так, что нам кажется будто их нет, а именно благодаря им и получаются такие красивые, выразительные, полные чувств стихотворения. В этом и заключается актуальность данной работы.
4 Цель исследования - выявление особенностей функционирования синонимов в лирике Есенина.
5 Задачи исследования : выявление основных функций синонимов в лирике Есенина; установление различий по эмоциональной выразительности синонимов; выявление целей использования синонимов в лирике Есенина.
6 Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, следовательно, тождественные или предельно близкие по значению. Синонимы могут дифференцироваться: по обозначаемым ими предметам («скоморох лицедей комедиант актёр артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актёра); по социальной оценке обозначаемого предмета («жалованье зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению); по применимости в том или ином стиле речи («конь лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихотворении «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка слова «лошадь» произведёт комический эффект «куда ты скачешь, гордая лошадь?»); по этимологическому значению, которое может придавать одному из особую окраску («смелый бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором с «отсутствием страха»; поэтому эти синонимы в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы); по наличию или отсутствию переносных значений
7 Функции синонимов: смысловые или «оттеночные»; экспрессивные; стилистические.
8 Лексические синонимы (rp. synonymas - одноименный) - это близкие или тождественные по значению слова, которые по- разному называют одно и то же понятие. Синонимы отличаются друг от друга или оттенком значения (близкие), или стилистической окраской (однозначные, т.е. тождественные), или тем и другим признаком одновременно. Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые сближаются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора.
9 В поэтических произведениях С.А.Есенина встречаются все разновидности синонимов, однако большинство опрошенных считают, что в своей лирике Есенин редко использовал синонимы, однако это не так. Для того, чтобы это доказать было прочитано 419 произведений, проанализировано свыше 200 стихотворений поэта. В результате чего было выяснено, что лексические синонимы играют большую роль в лирике Есенина, а также выполняют различные функции. нагнетания признаков: грусть – печаль, грусть – тоска, тихо – безмолвно, волнуй – тревожь, дремлет – спит. градация: светится – горит, склоняется – гнётся. создание образа: визг – шум, лихо – бойко, дуй – вей, шорох – шелест. создание рифмы: бежит – струится.
10 1. Мы выяснили, что лексические синонимы исполняют следующие функции: смысловые или «оттеночные» синонимы; экспрессивные синонимы; стилистические синонимы; 2. Установили, что синонимы отличаются по силе эмоциональной выразительности. Одни синонимы воспринимаются спокойно (грусть – печаль, тихо – безмолвно), а другие вызывают эмоции (визг – шум, дуй – вей). Они воссоздают перед нами события, описываемые в стихотворении, побуждают на эмоции. 3. Выявили цели использования синонимов в лирике Есенина: нагнетание признаков; создание рифмы; градация; создание образа.
11 В ходе исследования обращались к следующей литературе: 1.Л.В. Щерба. Опыт общей теории лексикографии//Избранные работы по языкознанию и фонетике – М.: ЛГУ, Г.О. Винокур. Проблемы культуры речи – М.: Р.А. Будагов. Введение в науку о языке – М.: А.Т. Рубайло. Художественные средства языка – М.: Учпедгиз, М.Т. Баранов, Т.А. Злобинав. Русский язык в школе 4 – М., Сайт в Интернете: 7.С.А. Есенин. Собрание сочинений в двух томах – М.: Советская Россия, 1991.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.