Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАльбина Пакулина
1 Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития образования С.Л.Каганович
2 В основу технологии положены: Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
3 М.Ю.Лермонтов Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
4 Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Утёс Тучка
5 Таблица тучкаутес
6 Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) тучкаутес лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня
7 Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)
8 Молодость, радость бытия тучка легкаясветлая Подви- жная Беззабот- ная Легкомыс- ленная
9 Старость, одиночество утес темныйтяжелыйплачущий Страдаю- щий Несчаст- ный
10 Таблица тучкаутес лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в ассоциациилексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в ассоциации тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) легкая подвижная легкомысленная светлая молодость беззаботность солнце чистое небо радость бытия (и т.д.) утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня тяжелый темный неподвижный несчастный старость разлука одиночество слезы (и т.д.)
11 Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении: Тропы Синтаксические фигуры и приемы Особенности строфики, звукописи и т.д.
12 Антитеза (основа всей художественной системы) тучКа (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
13 Эпитеты (делают образы более яркими) тучка золотая весело утес-великан влажный след старый одиноко
14 Олицетворения ( переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя …в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет
15 Синтаксический прием переноса во второй строфе, ( выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит…
16 О чем стихи? (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни.
17 Алгоритм анализа
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.