Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПавел Непомнящих
1 ЭФФЕКТЫ БОС-АЛЬФА-ТРЕНИНГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Научный семинар НУГ когнитивной психофизиологии Докладчик: стажер-исследователь НУГ когнитивной психофизиологии Е.С. Осокина
2 Саморегуляция – «целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путем специально организованной активности» [Леонова, Кузнецова, 2007, С. 56]
3 Биологическая обратная связь (БОС) – это «нефармакологический метод лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации» [Цит. по Иващенко, 2001, С. 67]
4 БОС – «физиологическое зеркало» Восприятие обычно не воспринимаемой информации о функционировании организма Осознание факторов, способствующих изменению вегетативных функций Выработка индивидуальной тактики изменения вегетативных функций Формирование навыка саморегуляции
5 Протокол БОС-тренинга – совокупность условий, регламентирующих проведение тренинга саморегуляции Протоколы БОС-тренинга BiofeedbackNeurofeedback
6 Альфа-тренинг – протокол БОС-тренинга, направленный на обучение увеличению мощности или амплитуды альфа-ритма Альфа-ритм: Частота 8-13 Гц Амплитуда до 100 мкВ «Ритм покоя» Отличительная особенность – «Бергер-эффект»
7 Сферы применения альфа-тренинга: Обучение релаксации Стресс-менеджмент Улучшение общего самочувствия Терапия психосоматических, невротических, депрессивных нарушений Достижение оптимального функционирования
8 Оптимальное функционирование (peak performance): Готовность к действию Сочетание спокойствия и сосредоточенности Высокий уровень работоспособности Эффективность выполнения сенсомоторных и когнитивных задач Альфа-тренинг для оптимального функционирования: Функция альфа-ритма – обеспечение готовности реагирования Тренируемый альфа-диапазон ИАЧ + 2 Гц (верхний альфа-ритм)
9 Альфа-тренинг и оптимизация когнитивных процессов: Пространственное мышление Семантическая память Креативность Внимание
10 Вызванные потенциалы (ВП) – электрофизиологические корреляты процессов обработки информации, представляющие собой полученный путем когерентного усреднения суммарный ответ мозга на экзогенное событие (многократное предъявление внешнего стимула зрительной, слуховой или тактильной модальности) [Наатанен, 1998]
11 Определение эффектов альфа-тренинга: 1. Непосредственная оценка показателей альфа-активности 2. Оценка поведенческих и физиологических показателей при выполнении различных задач
12 Темперамент – совокупность биологически детерминированных относительно неизменных в течение жизни индивидуальных особенностей, проявляющихся в динамических, интенсивностных и временных показателях поведения и психической деятельности [Айзенк, 1999; Русалов, 2002; Стреляу и др., 2005] Критерии темперамента: Определяет динамику деятельности Опирается на биологические подструктуры организма Связан с генотипом Стабилен в онтогенезе Кросс-ситуативен [Стреляу, 2005]
13 «Большая Пятерка» личностных черт («Big Five»): Нейротизм (Neuroticism) Экстраверсия (Extraversion) Открытость опыту (Openness to experience) Сотрудничество (Agreeableness) Добросовестность (Consciousness) Факторы «Большой Пятерки» как параметры темперамента: Генетическая обусловленность Связь с физиологическими особенностями Диспозиционная функция
14 1. Какова эффективность альфа-тренинга при различной выраженности факторов «Большой пятерки»? 2. Каково влияние альфа-тренинга на когнитивные процессы и их электрофизиологические корреляты при различной выраженности факторов «Большой пятерки»?
15 ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕШНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬФА-ТРЕНИНГА ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
16 Цель исследования: выявить зависимость успешности прохождения альфа- тренинга (по критерию изменения мощности альфа-ритма) от индивидуальных особенностей испытуемых Выборка исследования: 14 испытуемых Возраст – года Студенты высших учебных заведений Методы исследования: Психодиагностическое тестирование: опросник NEO-FFI Альфа-тренинг
17 БОС-альфа-тренинг Тренинг = 5 сеансов Сеанс = 1 минта записи с закрытыми глазами + 6 сессий Сессия = з минуты Управляемый параметр – сигнал ЭЭГ от отведения Pz Задача – повысить мощность альфа-ритма в индивидуальном альфа-диапазоне в затылочных областях коры головного мозга при закрытых глазах Повышение мощности альфа-ритма
18 Тренируемый диапазон – максимальная частота альфа пика + 2 Гц Контроль за артефактами – ЭМГ от мышц лба
19 Обработка результатов: 1. Вычисление средней мощности альфа-ритма по каждой минуте тренинга 2. Усреднение средней мощности альфа-ритма в первых 3 сессиях каждого сеанса 3. Вычисление коэффициента линейной регрессии по показателям всех 5 сеансов 4. Вычисление корреляций между коэффициентом линейной регрессии и баллам по шкалам опросника
20 Диаграммы рассеяния и линейная аппроксимация, показывающие связи показателя успешности прохождения альфа-тренинга (коэффициента регрессии) с баллами по шкале Экстраверсии опросника NEO-FFI R = –0.84, p < 0.001
21 Шкала Экстраверсии опросника NEO-FFI: Сердечность Общительность Настойчивость Активность Поиск возбуждения Позитивные эмоции Возможная интерпретация: Дискомфорт в ситуации тренинга при высоких баллах Отсутствие интереса к задаче при высоких баллах
22 Диаграммы рассеяния и линейная аппроксимация, показывающие связи показателя успешности прохождения альфа-тренинга (коэффициента регрессии) с баллами по шкале Нейротизма опросника NEO-FFI во всей группе испытуемых R = 0.24, p = 0.4
23 Диаграммы рассеяния и линейная аппроксимация, показывающие связи показателя успешности прохождения альфа-тренинга (коэффициента регрессии) с баллами по шкале Нейротизма опросника NEO-FFI в подгруппе с низким уровнем Нейротизма R = 0.63, p = 0.049
24 Диаграммы рассеяния и линейная аппроксимация, показывающие связи показателя успешности прохождения альфа-тренинга (коэффициента регрессии) с баллами по шкале Нейротизма опросника NEO-FFI в подгруппе с высоким уровнем Нейротизма R = –0.70, p = 0.035
25 Шкала Нейротизма опросника NEO-FFI: Тревожность Враждебность Депрессия Рефлексия Импульсивность Ранимость Возможная интерпретация: Отсутствие потребности в тренинге при низких баллах Склонность к внутренней работе при высоких баллах Психологические проблемы или риск их возникновения при максимальных баллах
26 По критерию увеличения мощности альфа-ритма альфа-тренинг наиболее эффективен: 1. Для людей с низкими баллами по шкале Экстраверсии опросника NEO-FFI 2. Для людей с высокими баллами по шкале Нейротизма опросника NEO-FFI (за исключением максимально высоких баллов по шкале Нейротизма)
27 ВЛИЯНИЕ АЛЬФА-ТРЕНИНГА НА ЭЛЕКТРОФИЗИОЛГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОЦЕССОВ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
28 Цель исследования: выявить влияние альфа-тренинга на характеристики N1 и Р2 при выполнении задачи на непрерывное слуховое внимание с бинарным выбором ответа в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых Отличия исследования от опубликованных работ по данной проблеме: 1. Применяемый БОС-протокол 2. Характеристики выборки 3. Сложность задачи 4. Компоненты ВП, отражающие ранние этапы обработки информации 5. Учет индивидуальных особенностей
29 Оцениваемые параметры ВП: N1: первичная селекция релевантной информации для дальнейшей когнитивной обработки P2: опознаванием стимула, формированием его когнитивной репрезентации и началом процесса классификации Выборка исследования: 24 испытуемых Возраст – лет Студенты высших учебных заведений Экспериментальная и контрольная группы Методы исследования: Психодиагностическое тестирование: опросник NEO-FFI Экспериментальная задача на непрерывное слуховое внимание с бинарным выбором ответа Альфа-тренинг
30 Регистрация ВП при выполнении задачи на селективное слуховое внимание ЧистыйЗашумленный ВысокийЛевая кнопка Правая кнопка НизкийПравая кнопка Левая кнопка 4 типа стимулов: 800 Гц / 2000 Гц наличие «шума» Серия = 100 стимулов 5 серий Регистрация ЭЭГ Верный ответ
31 Контрольная группа: Экспериментальная группа:
32 Расчет ВП: выделение N1 и Р2 N1: негативный пик ВП во временном диапазоне мс после предъявления стимула P2: позитивный пик ВП во временном диапазоне мс после предъявления стимула, следующий за N1 Статистический анализ: Общая линейная модель с повторными измерениями Факторы: Группа (экспериментальная / контрольная) Отведение (Fz, Cz, Pz) Эксперимент (первый / повторный) Серия (серии 1 – 5) Ковариаты: Баллы по шкалам опросника NEO-FFI
33 Различия амплитуды P2 в экспериментах 1 и 2 в зависимости от баллов по шкале Сотрудничества опросника NEO-FFI (а) – экспериментальная группа, (б) – контрольная группа I – низкие баллы по шкале Сотрудничества, II – высокие баллы по шкале Сотрудничества
34 Шкала Сотрудничества по опроснику NEO-FFI: Доверие Честность Альтруизм Уступчивость Скромность Чуткость Возможная интерпретация: Различия на этапе опознавания стимула проявляются в интенсивности его когнитивной обработки Связь Сотрудничества с уровнем активации, сходная связи Психотизма в теории Г. Айзенка с уровнем активации Неоптимальный базовый уровень активации в первом эксперименте в экспериментальной группе при низких баллах по шкале Сотрудничества Компенсация низкого базового уровня активации оптимальным ситуативным после прохождения альфа-тренинга в экспериментальной группе при низких баллах по шкале Сотрудничества
35 Влияние альфа-тренинга на электрофизиологические корреляты обработки информации: 1. После прохождения альфа-тренинга у людей с низким уровнем Сотрудничества изменяется амплитуда Р2 2. Подобные изменения не возникают без альфа-тренинга
36 Выводы Успешность прохождения альфа-тренинга зависит от индивидуальных особенностей, входящих в состав Большой пятерки личностных черт (уровня Экстраверсии и Нейротизма по опроснику NEO-FFI) Альфа-тренинг оказывает влияние на электрофизиологические корреляты процессов обработки информации, и эти изменения зависят от индивидуальных особенностей, входящих в состав Большой пятерки личностных черт (уровня Сотрудничества по опроснику NEO-FFI)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.