Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСтепан Талагаев
1 Теоретические и методические основы обучения выразительному чтению
2 Выразительное чтение в методике преподавания К.Д.УшинскийМ.А.Рыбникова С.И.ЛьвоваЛ.А.Введенская А.С.Макаренко Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал! Саади «Выразительно читать, говорить - это значит действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий». Л.А.Введенская
3 совершенствование навыка чтения (правильность, беглость, сознательность); формирование читательских умений по работе с текстом; развитие речи, мышления, воображения учащихся; нравственное и эстетическое воспитание учащихся Задачи выразительного чтения
4 Средства выразительного чтения интонация. техника речи невербальные средства.
5 Интонационные средства выразительности логическое ударение пауза, темп, ритм голос мелодика речи Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия
6 Логическое ударение Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С.Станиславский Основные правила постановки логического ударения (В.Аксёнов «Искусство художественного слова»): 1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением. 3. При сопоставлении постановка логического ударения предыдущему правилу не подчиняется. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? 5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.
7 Пауза, темп, ритм речи Пауза- остановка, перерыв в звучании (логическая, психологическая) Темп – скорость чтения (медленный, замедленный, ускоренный, быстрый) Ритм – чередование звучащих отрезков речи и пауз (связан с равномерностью дыхательных циклов)
8 Мелодика речи Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. К.С.Станиславский Мелодика речи – это движение голоса по звукам разной высоты. Знаки препинания являются в том числе и указателями мелодических рисунков (фигурами мелодии). Мелодика сводится к трем мелодическим типам: Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим слово и после него слова произносятся более низким тоном. Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром выступает ударный слог слова. Некоторые конструкции произносятся как законченные в смысловом отношении. Конечная произносится на более низком тоне.
9 Основные свойства г олоса Тембр – это природная специфическая окраска голоса, придающая речи экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр голоса часто называют «окраской звука», «колоритом» или просто «цветом голоса». Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Сила голоса это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Высота голоса это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Благозвучность голоса - чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.).
10 Техника речи (по М.А.Рыбниковой) дыхание дикцияорфоэпия свободное, глубокое, частое, незаметное ясное, отчётливое произношение звуков нормативное произношение
11 Невербальные средства мимика жесты телодвиженияпозы Правила использования: при чтении следует избегать механических жестов, не оправданных психологически; характер неязыковых средств должен зависеть от ситуации и содержания высказывания; неточное, чрезмерное использование невербальных средств затрудняет восприятие текста
12 Методические рекомендации Методист Б.А. Буяльский предлагает для работы по обучению выразительному чтению продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке: вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста; вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину; вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения; вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению; вопросы, подталкивающие учащихся к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.
13 Использованная литература и интернет-ресурсы: 1.Астафьева О.В., Денисова А.В. Детская литература: Выразительное чтение. – Москва: Академия, Бродовский М.М. Руководство к выразительному чтению. – СПб.: Интеллект, Кубасова О.В Выразительное чтение: методика обучения детей. – Москва: Академия, Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М.: Альфа, Найденов Б.С. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение,
14 Автор презентации – методист по русскому языку и литературе МОУ ГИМЦ Токаева Наталья Викторовна Брянск -2011
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.