Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИван Агуреев
3 План урока: 1. Страна двух рек. 2. Города из глиняных кирпичей. 3. Башни от земли до неба. 4. Письмена на глиняных табличках.
4 Задание на урок Сравните природные условия Египта и Междуречья. Как они повлияли на образ жизни населения этих двух стран?
5 1. Страна двух рек. Долина реки Евфрат. Современный пейзаж. Фото Она лежит между двумя большими реками Евфратом и Тигром. Отсюда и ее название Двуречье или Междуречье. Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, более пяти тысяч лет назад.
6 2. Города из глиняных кирпичей. Зиккурат и шумерский город. Реконструкция Многие поселения древних земледельцев, вырастая, превращались в города центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на суденышках, сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.
7 2. Города из глиняных кирпичей. Зиккурат Ура. Современный вид В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома все здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожженный кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.
8 3. Башни от земли до неба. Шамаш Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога покровителя города. В одном городе это был, например, бог Солнца Шамаш, в другом бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Син ЭаИштар
9 3. Башни от земли до неба. Фигурка шумерского жреца. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни в святилище. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звездам предсказывали людям судьбу. Ученые-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.
10 4. Письмена на глиняных табличках. Глиняная табличка с клинописью. 3-е тыс. до н.э. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи. Клинообразные значки это особое письмо Двуречья, клинопись.
11 4. Письмена на глиняных табличках. Превращение рисунков в клинописные знаки. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» выражал также слог «кур» как в наших ребусах.
12 4. Письмена на глиняных табличках. В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» он следил за дисциплиной.
13 Задание на дом: Прочитать §13 учебника и ответить на вопросы 1 – 3 на с.66.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.