Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемРоман Тиунов
1 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
2 Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Развитие умения учиться как «компетентности к обновлению компетенций» составляет цель образования и ключевое условие роста конкурентноспособности личности, общества и государства
3 Теоретико-методологическая основа программы УУД Культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский) Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) Учение о ведущей роли обучения для развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Учение о психологическом возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин) Теория «задач развития» (Р.Хевигхерст)
4 Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
5 Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
6 Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания; - усвоения знаний, умений и навыков;
7 ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация и моральное действие) Коммуникативные (взаимодействие, кооперация/сотрудничество, интериоризация) Познавательные (общеучебные, включая знаково- символические; логические, постановка и решение проблем) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
8 Программа формирования универсальных учебных действий устанавливает ценностные ориентиры образования; определяет состав и характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному, основному и полному общему образованию.
9 Программа формирования универсальных учебных действий Определяет возрастно-специфические формы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД Определяет перечень базовых модельных УУД Выделяет условия и факторы развития УУД Учитывает психолого-педагогические рекомендации по организации формирования УУД с учетом содержания учебных предметов Определяет систему типовых задач для оценки сформированности УУД
10 Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика», широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности;
11 Программа развития УУД в начальной школе. Личностные результаты ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей
12 Программа развития УУД в начальной школе. Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения Итоговый и пошаговый контроль по результату Адекватное восприятие и понимание оценки учителя Дифференциация способа и результата действия Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме
13 Программа развития УУД в начальной школе. Познавательные УУД Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач; Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям Установление причинно-следственных связей Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза Установление аналогий Общий прием решения задач
14 Программа развития УУД в начальной школе. Коммуникативные УУД Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве Умение формулировать собственное мнение и позицию Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет Умение задавать вопросы Умение контролировать действия партнера Умение использовать речь для регуляции своего действия Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог
15 Программа развития УУД для основного и полного общего образования Основные результаты
16 Личностные результаты Основы гражданской идентичности личности на основе самоопределения, включая когнитивный компонент– знание о принадлежности к данной социальной общности; ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности; эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых; и поведенческий – участие в общественно- политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции Формирование субъектности учебной деятельности как основа самообразование Готовность к выбору предпрофильного и профильного образования Развитие морального сознания на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентация на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам другим, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
17 Коммуникативные УУД Учет разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве Формулирование собственного мнения и позиции, ее аргументация и координация с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
18 Коммуникативные УУД Взаимный контроль и оказание необходимой взаимопомощи в сотрудничестве Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; Умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью. уметь строить монологическое контекстное высказывании Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы
19 Коммуникативные УУД Управление поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умение убеждать Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Владение основами коммуникативной рефлексии Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Умение отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи
20 Познавательные УУД Основы реализации проектно-исследовательской деятельности; умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет Создание и преобразование моделей и схем для решения задач Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Структурирование текстов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий Определение понятий Установление причинно-следственных связей Умение работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов
21 Познавательные УУД Логическая операция установления родо-видовых отношений, ограничение понятия Обобщение понятий –логическая операция перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом Сравнение, сериация и классификация на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций Классификация на основе дихотомического деления (на основе отрицания) Логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования Основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
22 Регулятивные УУД Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; Самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Планирование путей достижения целей Установление целевых приоритетов Самостоятельное управление и контроль своего времени Принятие решений в проблемной ситуации на основе переговоров Констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации Основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса
23 Регулятивные УУД Осуществление учебной и познавательной деятельности как «поленезависимой» и помехоустойчивой Познавательная рефлексия в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Адекватное оценивание объективной трудности как меры фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи Адекватное оценивание своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности Основы саморегуляции эмоциональных состояний Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.