Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнгелина Нечаева
1 Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 15. Человек в системе восточной философии
2 План лекции Понимание природы человека в индийской философии Конфуций о сущности человека Человек в понимании школ китайской философии
3 В древнеиндийской философии представления о человеке отражены в священных текстах «Ведах» Человек имеет двойственную природу, он принадлежит миру природы миру духовности. Двойственность человеку определяет его как существо страдающее. «Веды» - рекомендации по преодолению страданий и достижению безмятежности.
4 Индийское общество разделено на 4 сословия (варны) 1 варна 2 варна 3 варна 4 варна Брахманы (священно служители) Раджи (состоятель- ные граждане, правители, Воины) Вайшьи (крестьяне ) Шудры (слуги)
5 Основные понятия индийской философии – «карма» и «сансара» Карма Сансара Круговорот перерождений Закон воздаяния
6 Основная идея буддийской антропологии – человек должен преодолеть страх смерти и вырваться из мира страданий, чтобы обрести бессмертие В центре буддийской философии – учение о 4 благородных истинах Существование человека есть страдание Причина страдания есть жажда жизни Устрани жажду – устранишь страдания Существует восьмеричный путь к устранению страданий
7 Восемь ступеней духовного возвышения нирвана направление мыслей усилия Образ жизни поступки речь решения правильные воззрения
8 Нирвана – достижение высшего состояния души, состояние покоя, безмятежности Индивид отделяется от других людей и всецело занят собственным духом Индийская философия формирует образ одинокого человека, изолированного от общества и семьи, сосредоточенного на внутренних психологических проблемах
9 Древнекитайские философы по вопросу о сущности человека делились на две группы Конфуцианцы и моисты Человек пассивен по природе и должен следовать указаниям Неба (Конфуций) Человек зависит от Неба, но его судьба не предопределена Небом (моизм)
10 Конфуций (6-5 в.д.н.э.) отводил Небу роль безличной объективной необходимости Небо – высшая духовная сила, определяющая развитие мира и человека Небо Земля человек
11 Нравственное начало человека первично по отношению к природному (Конфуций) Двойственность человеческого существования предопределяет возможность двух различных проектов его жизни: высокого и низкого. Идеал благородного человека Конфуция состоит из принципов: Жень (челове колюбие) Дао (моральный закон) Ли (соблюдение этикета) Сяо (почи тание старших)
12 Концепция «возвращения имен» Конфуция имеет социальную основу Принцип справедливости (и) состоит в том, чтобы каждый человек знал свое место в обществе и соизмерял обязанности с ответственностью: «Правитель должен править, слуга – служить и т.д.» Сущность человека у Конфуция сливается с социальным положением
13 Моизм признавал зависимость человека от неба, но отрицал предопределение Мо Ди (5 в.д.н.э.) основал школу моизма, утверждавшую равенство людей от природы. Небо – высший моральный идеал: «Небо не хочет, чтобы большое государство нападало на маленькое…».
14 Даосизм утверждал полное подчинение человека «дао» Лао-цзы (6 в.д.н.э.) основатель школы. Дао – закон мироздания. Человек поступает мудро, следуя дао, и глупо, нарушая дао. Главное качество человека – недеяние, которое приводит к покою и счастью. Совершенный человек ни во что не вмешивается, он наблюдает за событиями.
15 Заключение В китайской философии человек рассматривается фаталистически: он подчинен Небу, дао, закону и т.д. Индийская и китайская философия ориентированы на совершенствование внутреннего мира человека.
16 Вопросы для самопроверки Какое значение имела структурная организация общества в формировании индийской философии? Как формулируется понятие смысла жизни в индийской философии? Какую роль выполняют четыре благородные истины в философии Индии? Что такое нирвана? Коков идеал совершенного идеала в философии Конфуция?
17 Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций./Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С Крапивенский С.Э. Общий курс философии. – Волгоград: ВОЛГУ, Гл. 1. – С Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 112 –134. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М.: Владос, С Степанянц М.Т. Восточная философия. – М.: Лань, – С.153 – 176.
18 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.