Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИрина Росчупкина
1 Кулешова Ольга Владимировна, 2006 год Формы человеческого мышления (урок 2 по теме)
2 Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определённым правилам вывода получаем суждение- заключение (вывод умозаключения). Все люди смертны. Сократ- человек. Сократ смертен. Пример: Все S есть P. Некоторые А есть S. Некоторые А есть P. Посылками умозаключения по правилам логики могут быть только истинные суждения. Всякое умозаключение, так же как и суждение, имеет свою логическую форму. Эта форма может быть логически правильной или логически неправильной.
3 Определим форму следующих умозаключений: Умозаключение Форма умозаключения Все граждане России имеют право на отдых. Все граждане России имеют право на отдых. Я – гражданин России. Вывод: Я имеюn право на отдых. Все S есть Р. А есть S. Вывод: А есть Р. Если цветы поливают, то они не засохнут. Если цветы поливают, то они не засохнут. Цветы засохли. Вывод: Цветы не поливали. Если S есть Р1, то S не есть Р2. S есть Р2. Вывод: S не есть Р1 Четырёхугольник (S1), у которого противоположные стороны параллельны (P), есть параллелограмм (S2). Квадрат (S3)- это четырехугольник (S1), у которого противоположные стороны параллельны (P). Квадрат (S3)- это четырехугольник (S1), у которого противоположные стороны параллельны (P). Вывод: Квадрат- это параллелограмм Если S1есть P, то S1 есть S2. Все S3 есть S1 и все S3 есть P. Вывод: Все S3 есть S2.
4 Умозаключение Форма умозаключения Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток. Алюминий проводит ток. Вывод: Алюминий – металл Если S есть P1, то S есть P2. А есть P2. Вывод: А есть P1 Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток. Вода проводит ток. Вывод: Вода – металл. Если S есть Р1, то S есть Р2. А есть Р2. Вывод: А есть Р1. Из истинных посылок получилось ложное заключение. Наше предположение о том, что, рассуждая по данной форме, мы всегда из истинных посылок получим истинное заключение, ошибочно. Следовательно, те, кто рассуждает по данной форме, либо ошибаются сами, либо вводят слушателей в заблуждение. Таким образом, услышав какую-нибудь фразу (рассуждение, умозаключение), можно, определив форму этого рассуждения и зная, правильна ли она логически, заранее сказать, будет ли истинным заключение.
5 Итак, с точки зрения содержания суждений в процессе мышления формируется истинное или ложное отражение мира, а если рассматривать мышление со стороны формы, то имеет значение только его логическая правильность или неправильность. Название формальная логика происходит от основного принципа логики как науки, который гласит, что правильность рассуждения (умозаключения) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него суждений. Таким образом, основной принцип формальной логики предполагает, что: каждое рассуждение, выраженное на некотором языке, имеет содержание и форму; содержание и форма различаются и могут быть разделены; содержание не оказывает влияния на правильность рассуждения (поэтому от него можно отвлечься); для оценки правильности рассуждения существенна лишь его форма; форму рассуждения необходимо выделить в «чистом» виде и затем на основе одной формы решать вопрос о правильности рассуждения. Основной принцип формальной логики
6 Карточка для домашней работы 1. Выведите, если это возможно, заключение из каждой пары посылок: А) Все птицы- животные. Все воробьи – птицы. Все воробьи – птицы. Б) Некоторые уроки трудны. Всё, что трудно, требует внимания. *В) Ни один добрый поступок не является незаконным. Всё, что законно, можно делать без страха. Составьте логическую форму полученного умозаключения. Будет ли она верной? 2. Оцените правильность следующих рассуждений: А) Тем, кто лыс, расчёска не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос. Ни одна ящерица не имеет волос. Следовательно, ящерицам расчёска не нужна. Следовательно, ящерицам расчёска не нужна. Б) Те, кто лыс, не имеют расчёски. Ни одна ящерица не имеет расчёски. Ни одна ящерица не имеет расчёски. Значит, ящерицы не имеют волос. Значит, ящерицы не имеют волос. *В) Всем, кто успешно закончит 1 триместр, подарят компьютер. Ты закончил 1 триместр без троек. Значит, готовься получить в подарок компьютер. Дополнительное задание. Людей много. Людей много. Сократ – человек. Сократов много. Сократ – человек. Сократов много. Неужели Сократов много? Интересно, что думают по этому поводу логики? Постановка домашнего задания 1.Выучить конспект урока. 2.Разобрать ещё раз примеры из классной работы. 3.Выполнить упражнения с карточки в тетради.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.