Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПотап Сударев
1 1 Компетентностно-ориентированный подход к современному образованию Компетентностно-ориентированный подход к современному образованию
2 2 Главным ресурсом развивающегося общества являются люди не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно. П.Г Щедровицкий
3 3 -Компетенция – Это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности. -Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетентностью.
4 4 К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
5 5 Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
6 6 Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ: Эта формула логично может быть выражена в такой способ: Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
7 7 Предметное обучение – это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. Преподаватель может формировать компетентность учеников. Как это можно реализовать?
8 8 Выделяют основные задачи: – создание условий для развития и самореализации учеников; – создание условий для развития и самореализации учеников; – усвоение продуктивных знаний, умений; – развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
9 9 1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.. 4. Необходимо чаще использовать вопрос почему?, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
10 10 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету. 13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. 14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
11 11 Условий для повышения квалификации в школе много: Ежегодное проведение тематических педсоветов, теоретических семинаров с участием педагогов. Проведение различного типа контролей, где в качестве экспертов могут выступать как руководители МО, так и учителя. Поэтапное проведение аттестации педагогических кадров (в 3 – 4 этапа). Декады образовательных областей (составляются целые сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий). Однако, боязнь открыто заявлять о себе – говорит о неуверенности. Возможность участвовать в пед.чтениях, конкурсах, учительских конференциях. Совмещение работы в городских МО. Участие в проверке олимпиадных работ. Хороший опыт приобретается при участии в аттестации школ города, учителей города, жюри учительских конкурсов. Курсовая подготовка. Повышается квалификация через самообразование, работу в МО, проведение открытых уроков и мероприятий, посещение школьных и городских предметных мероприятий.
12 12 Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное, обучение являются: Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное, обучение являются: Технология проблемного обучения; Технология проблемного обучения; Технология проектного обучения; Технология проектного обучения; Технология развития критического мышления; Технология развития критического мышления; Технология когнитивного обучения; Технология когнитивного обучения; Технология обучения в глобальном информационном сообществе; Технология обучения в глобальном информационном сообществе; Технология решения изобретательских задач. Технология решения изобретательских задач. Технология личностно ориентированного образования Технология личностно ориентированного образования
13 13 Слово «технология» происходит от греческого слова «techne» – искусство, мастерство, умение. В словаре русского языка технология - это совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов; совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс.
14 14 Основные требования к личностно-ориентированному уроку: Цель: Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения этой цели: использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
15 15 Критерии эффективности проведения личностно- ориентированного урока: Критерии эффективности проведения личностно- ориентированного урока: наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих задач; использование проблемных творческих задач; применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся; оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность; при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
16 16 Для полноценной реализации личностно ориентированного образования необходимо преломление своего собственного жизненного и профессионального учительского опыта через эту философию. Требуется смена преподавательской стратегии и ежедневного урочного алгоритма.
17 Успех в организации личностно ори ентированного образовательного процесса приходит к учителю не сразу, так как это сумма многих составляющих. И главное из них - это личность учителя, помноженная на желание сделать свою работу в школе максимально эффективной. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни. 17
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.