Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТамара Подомарева
1 Сочинение по картине В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» Подготовила: Дашкина Ф.А.
2 Цели урока: вспомнить жизнь и творчество В.И.Сурикова, познакомиться с историей создания картины «Взятие снежного городка», обратить внимание на использование глаголов, наречий и деепричастий для описания действия человека.
11 Портрет Сурикова
13 Викторина для внимательных: Есть ли на всаднике шапка? Какой масти конь? Сколько девушек в санях справа? Чем игроки пугают коня. Как выглядит снежный городок?
14 Вопросы по картине: Знакома ли вам эта игра? В чем ее суть? (Нужно построить крепость изо льда и снега, а потом взять со штурмом верхом на лошадях. Кто быстрее перескочит, тот и победил. Остальные участники игры должны всячески препятствовать, мешая всадникам проскочить в городок. Для этого идут в ход хворостины, снежки, крик, шум, чтобы кони пугались и останавливались)
15 На какой праздник приходится эта игра? (На масленицу – проводы зимы. Народ печет блины, угощается, водит хороводы, провожает зиму, сжигая чучело, которое ее олицетворяет. Карусели, катание на санях, кулачные бои, взятие снежных городков – все это масленица, веселая, бойкая, забавная.
16 Какой момент игры изобразил Суриков? (Самый кульминационный, напряженный: всадник в полете через стену городка Очевидно, он и есть победитель.)
17 Удалось ли художнику передать накал игры, весь сгусток эмоций, движений, порывов? (Все говорит о том, что игра живая, горячая. Азартная: фигура всадника в стремительном порыве, тело подалось вперед, правая рука сшибает снежное изваяние, левая рука едва сдерживает повод; конь перед ними копытами сбил в прыжке преграду (во все стороны разлетаются комья снега), грива взметнулась, зубы оскалены, глаза огромные, взволнованные, горят огнем. Всадник и конь в единстве движения к цели.
18 д) как ведут себя другие участники игры? (По-разному: кто-то размахивает хворостиной, кто- то бросает снежки, кто- то хохочет, свистит, кричит, и все это для того, чтобы испугать коней и всадников.
19 Интересна ли игра зрителям, зевакам? Конечно, все сгрудились вокруг: одни подступают близко к участникам, смешиваются с ними, сами становятся игроками, другие смотрят, сопереживают, но осторожничают и глядят издалека, не вылезая из саней, но безучастных, равнодушных нет.
20 Что еще говорит об атмосфере праздника? Нарядная, яркая одежда(такую в будни не носят): цветные платки, расшитые полушубки, бекеши с меховыми воротниками. Сани разряженные, украшенные коврами. Лица веселые, румяные.
21 Чья это игра? Всеобщая. Она заводная, азартная, искрометная, поэтому в ней с удовольствием принимает участие и стар, и млад.
22 Продолжите ряд слов, которые могут войти в круг понятий, связанных с такими явлениями, как… Зима: снег, мороз, санки, катание… Масленица: блины, гуляния, кулачные бои… Снежный городок: всадники, кони, крепость, зеваки…
23 Запишите глаголы, которыми можно охарактеризовать движения, действие, состояние. Используйте слова для справок и свои примеры. А) Всадник, который одолел стену; Б) участников игры, которые ему препятствовали; В) зрителей, которые наблюдали за происходящим. Слова для справок: летит, несется, сшибает, перескакивает, стремится, успевает, побеждает, перемахивает, машут, грозят, стращают, препятствуют, не пускают, бросают снежки, не пускают, отгоняют, набрасываются, толкают, хохочут, свистят, кричат, улюлюкают, наблюдают, увлекаются., глазеют, подбадривают, сопереживают, восторгаются, приветствуют, ликуют.
24 Найдите в толковом словаре значения данных слов и подберите к ним соответствующие определения. Армяк - Бекеша - Борзый - Дровни – Зипун - ражий - ретивый - хват –
25 Расположите условно глаголы в порядке нарастания действия Хихикать, хохотать, смеяться, улыбаться, прыскать. Как называется такой прием в литературе? (Градация ) Составьте словосочетания наречия + глаголы задания «а» по типу примыкания. Используйте разные наречия.
26 Сгруппируйте слова в пять синонимических рядов. Баталия, битва, крепость, бой, побоище, быстрый, твердыня, укрепление, энергичный, активный, сеча, ристалище, цитадель, отважный, бесстрашный, мужественный, деятельный, инициативный, сражение, прыткий, резвый, шустрый, предприимчивый.
27 Объясните значения фразеологизмов. Какие из них могут быть использованы в сочинении по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Попасть в переплет, очертя голову, с минуты на минуту, от мала до велика. Ни дать ни взять, цел и невредим, тяжел на подъем, мал да удал, Аника – воин, как пить дать, один в поле не воин.
28 Составьте предложения, где словосочетания будут в одном случае свободными, а в другом фразеологически связанными. Например: махнуть рукой. А) Девочка робко махнула рукой на прощанье. (Свободное) Б) На старый дом все махнули рукой, и он ветшал, разрушался. (Фразеологически связанное) Правая рука, заткнуть за пояс, утереть нос, вертеться под ногами.
29 Разделите слова на три группы: а) употребляющиеся только в ед.числе; б) только во множественном; в) имеющие оба числа. Устно составьте словосочетания с каждым. Сани, детвора, молодежь, народ, зрелище, полозья, хохот, крик, веселье, пыл, жар, удаль, топот, люди, свист, проводы зимы, масленица, хлопоты.
30 Раскройте скобки и запишите предложения. Мы любим зимушку за(то), что она нам дарит разные забавы: катание на санках, лыжные прогулки, а так(же) игры веселые. Что(бы) еще такое придумать для развлечения? Ребятишки хворостинами машут во все стороны, что(бы) коней напугать. Взрослые то(же) от них не отстают. Вот(бы) и мне попробовать, авось так(же) получится стену перемахнуть, крепость одолеть. За(то) и любят эту игру, что она азартная, зажигательная. Могут, правда, нос расквасить, за(то) девчонки завидовать будут): их ведь не берут.
31 Допишите подходящие междометия. Расставьте знаки препинания. … смелый же этот парень на коне. … как щеки горят, как глаза сверкают. … сейчас упадет, сейчас слетит. … промахнулся, не попал, а вроде точно метил. … больно дядька по руке хворостинкой хлестанул. … наша взяла, одолели-таки снежный городок.
32 Запишите несколько предложений, используя слова в качестве категории состояния Весело, легко, жарко, любопытно, завидно. Например: Справа на всадника замахнулся хворостиной мальчишка в рыжем зипуне. И не боязно ему совсем рядом с разгоряченным конем.
33 Просклоняйте словосочетания «меховая варежка», «теплые рукавицы». Образуйте от глаголов причастия настоящего и прошедшего времени 3 лица множественного числа. Скакать - держать - сопротивляться – Гнать - смотреть - терпеть –
34 Продолжите ряд определений. Конь норовистый, горячий, нахрапистый, каурый… Молодец сильный, смелый, отважный, бесшабашный, задиристый… Ребятишки шаловливые, верткие, юркие, проказливые…
35 Подберите синонимы. Крепость - смятение- чаяние – Воодушевление - неприятель- развлечение –
36 Допишите, где нужно, мягкий знак. Вскач.., наотмаш.., уж.., невтерпеж.., бреш… навзнич.., проч.., хорош.., пригож.., жгуч.., могуч.., кипуч.., не пропустиш.., не отдаш..
37 Раскройте скобки и запишите правильно наречия. С каждым устно составьте предложения. (На)лету, (на)скаку, (на)ура, (в)миг, тот(час), (на)распашку, (на)половину, (в)догонку, (в)открытую, (в)рукопашную.
38 Образуйте все степени сравнения прилагательных. Значения неизвестных слов узнайте по толковому словарю. Бойкий – бойчее, очень бойкий, самый бойкий Звонкий - Веселый - хлесткий – Прыткий - Верткий - крутой –
39 Условно разделите картину на три части: центральную, левую, правую. Подберите к каждой и запишите опорные слова и словосочетания, характеризующие действия той группы участников, которая там изображена.
40 Домашнее задание. Написать по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» сочинение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.