Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДенис Олейников
1 «Маленький человек»: тип или личность? уроки литературы в 9 классе по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
2 «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский.
3 « И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства; « И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства; но Гоголь – поэт по преимуществу социальный; но Гоголь – поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский – по преимуществу психологический. г. Достоевский – по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума». для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума». В.Н. Майков. Литературная критика. В.Н. Майков. Литературная критика.
4 «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» В.Г. Белинский В.Г. Белинский «Это была самая восхитительная минута в моей жизни» «Это была самая восхитительная минута в моей жизни» Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский
5 «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» В. Г. Белинский. В. Г. Белинский.
6 –Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании? –Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании? -Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр? -Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр? - Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина. - Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина. - Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека». - Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека». ЗАДАЧИ УРОКА
7 «Любезный брат. «Любезный брат. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать. Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть » Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть » 24 марта 1845 года Петербург 24 марта 1845 года Петербург из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому
8 «В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка» «В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка» М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
9 Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.» Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.» В.В. Виноградов. В.В. Виноградов.
10 «Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» «Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский.
11 Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина 1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение. 1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение. 2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок. 2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок. 3. Неразвитость личности. 3. Неразвитость личности. 4. Острота жизненных переживаний. 4. Острота жизненных переживаний. 5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь. 5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.
12 Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками». Его герой окружен «двойниками». Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.
13 Домашнее задание По 1 из вариантов: По 1 из вариантов: 1. В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: «Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…». Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю. 1. В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: «Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…». Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю. 2. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа 2. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа 3. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях»» 3. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях»» 4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе 4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе 5. Создайте рассуждение «Роль обращений в понимании чувств героев» 5. Создайте рассуждение «Роль обращений в понимании чувств героев»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.