Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлина Поликашина
1 Лекция 4. «Как слово наше отзовется…» Конструирование Я-высказывания Подготовила: педагог-психолог лицея 102 Пелихова И.В.
2 Между тем, ребенок воспринимает слова не совсем так, как взрослый. Иногда фраза, случайно брошенная родителями, создает целую программу на всю жизнь, часто не самую успешную. Когда мы общаемся с ребенком, то часто не задумываемся, как воспринимаются наши слова.
3 Родительские установки и их возможные последствия Родительские директивы: «Глаза бы мои тебя не видели», «Не нужен мне такой ребенок», «Ты неблагодарный» «Не нужен мне такой ребенок», «Ты неблагодарный» Что «слышит» ребенок: Я вечный должник своих родителей, я источник их бед. Лучше бы я умер, это избавит их от всех проблем. Возможные последствия: вызывает чрезмерно сильную эмоциональную зависимость от матери, что провоцирует ребенка на негативное поведение, на специальную провокацию родителей. В отдельных случаях вызывает стремление нарушать законы.
4 Родительские директивы: «Что ведешь себя, как ребенок», «Пора стать самостоятельнее» Что «слышит» ребенок: Я не должен быть ребенком, надо быть взрослым. Возможные последствия: подавляются естественные детские потребности, необходимые для нормального развития. Став взрослым, такие люди с трудом расслабляются и не могут полноценно отдохнуть, что приводит к периодическим нервным срывам.
5 Родительские директивы: « Как ты смеешь злиться», «Не бойся собаки, она не кусается», «Не сахарный – не растаешь» Что «слышит» ребенок: Не надо чувствовать, проявление эмоций – это плохо. Возможные последствия: такие люди страдают психосоматическими заболеваниями. Не умеют осознавать и выражать эмоции, что приводи к конфликтам. Очень часто эти люди склонны «запускать» свои болезни в силу низкой чувствительности. Часто страдают ожирением, так как у них слабо проявляется чувство насыщения.
6 Родительские директивы: «Мы не смогли получить образование, но отказываем себе во всем, чтобы ты закончил институт», «Не пробуй делать, это у тебя не получится» Что «слышит» ребенок: Не надо стремиться к успеху в жизни, все равно ничего не получится. Нельзя быть лидером, это плохо. Возможные последствия: такие люди вырастают безынициативными, хотя и трудолюбивыми. Творческие способности у этих людей задавлены. Они избегают всякой ответственности.
7 Родительские директивы: «Никому не доверяй», «Все люди обманщики», «Верь только мне» Что «слышит» ребенок: Никому нельзя верить. Мир чрезвычайно опасен. Возможные последствия: взрослые, получившие такую директиву в детстве, имеют серьезные трудности в общении и особенно в интимных отношениях. Подозрительность мешает этим людям не только в личной жизни, н и в налаживании деловых контактов.
8 Родительские директивы: «Будь похожим на…». «Стремись к идеалу», «Почему твой друг может, а ты – нет?» Что «слышит» ребенок: Я хуже других а надо быть лучше всегда и везде Возможные последствия: став взрослым, такой человек постоянно не удовлетворен собой и считает это нормальным. В стремлении превзойти других не знает границ, а постоянный внутренний конфликт порождает неврозы.
9 Я-высказывание или обратная связь – это сообщение о чувствах, которые человек испытывает по отношению к поступку другого человека. Обратная связь должна быть: личной (то есть начинаться со слов «я», «мне»); личной (то есть начинаться со слов «я», «мне»); содержащей высказывания о чувствах говорящего (нравится, не нравится, я потрясен, мне неприятно); содержащей высказывания о чувствах говорящего (нравится, не нравится, я потрясен, мне неприятно); безоценочной (в ней не должно содержаться оценки («хорошо», «плохо», «молодец», «глупость» и т.п.); безоценочной (в ней не должно содержаться оценки («хорошо», «плохо», «молодец», «глупость» и т.п.); конкретной (должна быть направлена на конкретное поведение, которое вызвало чувства); конкретной (должна быть направлена на конкретное поведение, которое вызвало чувства); конструктивной (направленной на то, что можно исправить); конструктивной (направленной на то, что можно исправить); неотсроченной (дается в тот момент, когда возникли чувства); неотсроченной (дается в тот момент, когда возникли чувства); честной (содержат высказывания о реально возникших чувствах). честной (содержат высказывания о реально возникших чувствах). Высказывание следует произносить спокойным тоном (тон содержит около 70% информации), глядя в глаза тому, кому оно предназначено. Формулировать Я-высказывания следует и по поводу возникновения положительных эмоций, и по поводу отрицательных.
10 Что же делать, когда родителей переполняют эмоции? 1. Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. 2. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.
11 «Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты- сообщением» 1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось, полностью подавить свои эмоциинельзя, и ребёнок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается всё наоборот: вместо мира – война. 2. «Я-сообщение» даёт возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся её хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее. 3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. 4. И последнее: высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.