Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОксана Мишутина
1 Тема: «Потомки великого поэта и просветителя – Мифтахетдина Акмуллы». Выполнила: Ишбулдина Алсу Айдаровна, ученица 9 класса, МБОУ СОШ с.Тятер- Арасланово. Руководитель: учитель родного языка и литературы Рысаева Лилия Халимовна.
2 Основная цель работы : 1. Проследить историю жизни Мифтахетдина Акмуллы. 2. Изучить его родословную. 3. Познакомиться с шэжэрэ Ибрагимовой Альбины Ринатовны.
3 Исходя из цели были поставлены следующие задачи: Исходя из цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретическую литературу по истории жизни М. Акмуллы. 1. Изучить теоретическую литературу по истории жизни М. Акмуллы. 2. Встреча с потомками М. Акмуллы. 2. Встреча с потомками М. Акмуллы. 3. Сопоставить и обобщить полученный материал. 3. Сопоставить и обобщить полученный материал.
4 Актуальность новизна: Потомки Мифтахетдина Акмуллы которые проживали и проживают в селе Тятер – Арасланово Стерлибашевского района РБ до этого никем не были исследованы. Поэтому актуальность темы обоснованна. Потомки Мифтахетдина Акмуллы которые проживали и проживают в селе Тятер – Арасланово Стерлибашевского района РБ до этого никем не были исследованы. Поэтому актуальность темы обоснованна.
5 Способы и методы исследования: 1. Сбор и изучение теоретического материала. 2. Сравнение, сопоставление, обобщение.
6 Глава 1. «Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы»
7 1. Биография. 1. Биография. Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович (Акмулла) родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12 Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан. Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович (Акмулла) родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12 Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Сам он еще в годы учебы в различных медресе самостоятельно изучал литературу, устно- поэтическое творчество народа, восточную классическую поэзию, восточные языки; любил подчеркивать свое прилежание к персидскому языку и поэзии на «фарси». Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Сам он еще в годы учебы в различных медресе самостоятельно изучал литературу, устно- поэтическое творчество народа, восточную классическую поэзию, восточные языки; любил подчеркивать свое прилежание к персидскому языку и поэзии на «фарси». Скитаясь среди башкир и казахов, Акмулла всю жизнь учил детей, тем и зарабатывал на жизнь. В своей педагогической практике он старался избегать метода механической зубрежки, придавал большое значение осмысленному, сознательному усвоению детьми материала, что, в свою очередь, было осуществимо лишь на их родном языке. Занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. В гг. сидел в тюрьме города Троицка по доносу казахского бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Скитаясь среди башкир и казахов, Акмулла всю жизнь учил детей, тем и зарабатывал на жизнь. В своей педагогической практике он старался избегать метода механической зубрежки, придавал большое значение осмысленному, сознательному усвоению детьми материала, что, в свою очередь, было осуществимо лишь на их родном языке. Занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. В гг. сидел в тюрьме города Троицка по доносу казахского бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Акмулла умер 8 октября 1895 года вблизи железнодорожной станции Сыростан под Златоустом. Похоронен на мусульманском кладбище города Миаса. Акмулла умер 8 октября 1895 года вблизи железнодорожной станции Сыростан под Златоустом. Похоронен на мусульманском кладбище города Миаса.
8 2. Творчество. Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу. Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу. Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами "Мои башкиры!". Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: " Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои". Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в условиях Башкирии и Казахстана. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами "Мои башкиры!". Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: " Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои". Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в условиях Башкирии и Казахстана. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. В стихотворении Акмуллы "Назидания" проявились "необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек". В стихотворении Акмуллы "Назидания" проявились "необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек". Какие же качества должен иметь сын человеческий? Поэт убежден, что их должно быть семь. Это совесть, честность, ум, благодарность, порядочность, терпение, страсть. В жизни, первое, совесть нужна, совестливость, Совестливость как божья дается на милость. Мало молвить с усердием: "Прости меня, Боже", Молча совесть блюсти в себе - много дороже. Какие же качества должен иметь сын человеческий? Поэт убежден, что их должно быть семь. Это совесть, честность, ум, благодарность, порядочность, терпение, страсть. В жизни, первое, совесть нужна, совестливость, Совестливость как божья дается на милость. Мало молвить с усердием: "Прости меня, Боже", Молча совесть блюсти в себе - много дороже. Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка - наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека. Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка - наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека. Я гожусь тем, что Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в нашей Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошел жизненный путь Акмулла - все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество. Я гожусь тем, что Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в нашей Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошел жизненный путь Акмулла - все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.
9 Мифтахетдин Акмулла был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта - суфия Шамсетдина Заки.
10 Памятник Мифтахетдину Акмулле в Уфе.
11 Музей поэта-просветителя, классика башкирской поэзии Мифтахетдина Акмуллы открыт на его родине в д. Туксанбаево Миякинского р-на РБ.
12 Плита с могилы Акмуллы.
13 Глава 2. «Родословная Мифтахетдина Акмуллы»
14 Шежере башкирского поэта и просветителя Мифтахетдина Акмуллы 1 Ишбулды ~ 2 : 1 Ишкужа ( ), указной мулла; первая жена Шагарбану, 1783 г.р., вторая жена Хасиба, 1793 г.р. ~ 3 : 2 Фазылниса*, 1800 г.р. 4 : 2 Камалетдин*, 1805 г.р., указной имам; первая жена Бибиуммугульсум Салимьянова, 1809 г.р.; вторая жена сахиба Бакирова, 1814 г.р.; третья жена Мухадис Хибатуллина, 1825 г.р.; четвертая жена Туйхылу Тухватуллина, 1826 г.р. 5 : 2 Шамсиниса*, 1810 г.р. 6 : 2 Хуснутдин*, 1814 г.р.; жена Гульбина Азнабаева, 1829 г.р. 7 : 2 Шамситдин, 1814 г.р.; жена Фаткия Курбангалина, 1823 г.р. 8 : 2 Фахерниса, 1819 г.р. 9 : 2 Шарафетдин, 1822 г.р.; первая жена Бика Забирова, 1803 г.р., вторая жена Аскапьямал Котлобулатова, 1835 г.р. 10 : 2 Сафиза, 1823 г.р. 11 : 2 Гильман, 1836 г.р.; жена Магиуфура Сулейманова, 1838 г.р. ~ 12 : 4 Мифтахетдин* (Акмулла), род. 14 декабря 1831г., умер 8 октября 1895 г. 13 : 4 Гульниса*, 1833 г.р. 14 : 4 Ахмади****, род. 10 февраля 1855 г. 15 : 6 Мукфина, 1850 г.р. 16 : 6 Губайдулла, род. 1 ноября 1855 г. 17 : 7 Гимазитдин, 1845 г.р. 18 : 7 Ямалетдин, 1853 г.р. 19 : 7 Хаерниса, 1856 г.р. 20 : 9 Бадретдин**, род. 4 ноября 1858 г. 21 :..... (*- дети от первой жены, **-дети от второй жены и т. д.) Шежере башкирского поэта и просветителя Мифтахетдина Акмуллы 1 Ишбулды ~ 2 : 1 Ишкужа ( ), указной мулла; первая жена Шагарбану, 1783 г.р., вторая жена Хасиба, 1793 г.р. ~ 3 : 2 Фазылниса*, 1800 г.р. 4 : 2 Камалетдин*, 1805 г.р., указной имам; первая жена Бибиуммугульсум Салимьянова, 1809 г.р.; вторая жена сахиба Бакирова, 1814 г.р.; третья жена Мухадис Хибатуллина, 1825 г.р.; четвертая жена Туйхылу Тухватуллина, 1826 г.р. 5 : 2 Шамсиниса*, 1810 г.р. 6 : 2 Хуснутдин*, 1814 г.р.; жена Гульбина Азнабаева, 1829 г.р. 7 : 2 Шамситдин, 1814 г.р.; жена Фаткия Курбангалина, 1823 г.р. 8 : 2 Фахерниса, 1819 г.р. 9 : 2 Шарафетдин, 1822 г.р.; первая жена Бика Забирова, 1803 г.р., вторая жена Аскапьямал Котлобулатова, 1835 г.р. 10 : 2 Сафиза, 1823 г.р. 11 : 2 Гильман, 1836 г.р.; жена Магиуфура Сулейманова, 1838 г.р. ~ 12 : 4 Мифтахетдин* (Акмулла), род. 14 декабря 1831г., умер 8 октября 1895 г. 13 : 4 Гульниса*, 1833 г.р. 14 : 4 Ахмади****, род. 10 февраля 1855 г. 15 : 6 Мукфина, 1850 г.р. 16 : 6 Губайдулла, род. 1 ноября 1855 г. 17 : 7 Гимазитдин, 1845 г.р. 18 : 7 Ямалетдин, 1853 г.р. 19 : 7 Хаерниса, 1856 г.р. 20 : 9 Бадретдин**, род. 4 ноября 1858 г. 21 :..... (*- дети от первой жены, **-дети от второй жены и т. д.)
15 Братья – Акмулла и Дардеманд. Не смотря на то, что Акмулла жил в Казахстане, каждые два года он приезжал в Стерлибашево. Потому что это были родные края его матери, он здесь учился, а самое главное, он приезжал повидаться со своим братом – Дардемандом. Как же такие известные личности оказались братьями? Изучив книгу Заки Зайнуллина «Стерлибашевские мэдрэсэ» мы наткнулись на такой факт, что дедушка Акмуллы (со стороны матери) Салим ахун и дедушка Дардеманда, Исмагил – родные братья, Ремеевы. Про этот факт есть и шэжэрэ в книге «Родные Ремееевы». Значит его мать была - Ремеева Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.). Братья – Акмулла и Дардеманд. Не смотря на то, что Акмулла жил в Казахстане, каждые два года он приезжал в Стерлибашево. Потому что это были родные края его матери, он здесь учился, а самое главное, он приезжал повидаться со своим братом – Дардемандом. Как же такие известные личности оказались братьями? Изучив книгу Заки Зайнуллина «Стерлибашевские мэдрэсэ» мы наткнулись на такой факт, что дедушка Акмуллы (со стороны матери) Салим ахун и дедушка Дардеманда, Исмагил – родные братья, Ремеевы. Про этот факт есть и шэжэрэ в книге «Родные Ремееевы». Значит его мать была - Ремеева Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.).
16 Значит Акмулла и Закир Ремееев (Дардеманд) – троюродные братья. Акмулла старше Дардеманда на 28 лет. В молодости Дардеманд обучал шакирдов в Стерлибашевском мэдрэсэ. Причинами того, что Дардеманд до 1917 года часто посещал село Стерлибашево, помоему, является следующее : - Дардеманд и Мухамметшакир Тукаев были депутатами Государственной Думы. - В Стерлибашево была очень богатая библиотека, имелось более 60 тысяч экземпляров книг восточных классиков. Дардеманд приезжал изучать эти книги. - Акмулла, как мы знаем, тоже часто посещал Стерлибашево. В это время Дардеманд брал у него уроки и обучался поэтическому искусству. Из этого можно сделать вывод, что Акмулла является учителем Дардеманда. Потомком Исмагила Ремеева является Дардеманд, а потомком Салима Ремеева является Мифтахетдин Акмулла и Сагит Ремеев. Сагит Ремеев является двоюродным племянником Акмуллы. В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в нашем селе Тятер – Арасланово, Стерлибашевского района проживают потомки Акмуллы и Дардеманда. В нашем селе проживает Ибрагомова Альбина Ринатовна. Она является потомком (со стороны матери) Ремеева Салима. Ее продедушка Лукман Ремеев является правнуком Ремеева Салима и двоюродным племянником Акмуллы ( со стороны матери). Ее бабушка Махруй Ремеева (девичья фамилия) дочь Лукмана Ремеева. Она проживала в нашем селе Тятер-Арасланово до последних дней своей жизни, до 2002 года. На сегодняшний день Альбина Ринатовна работает учителем начальных классов в МБОУ СОШ с.Тятер – Арасланово, воспитывает троих сыновей. Значит Акмулла и Закир Ремееев (Дардеманд) – троюродные братья. Акмулла старше Дардеманда на 28 лет. В молодости Дардеманд обучал шакирдов в Стерлибашевском мэдрэсэ. Причинами того, что Дардеманд до 1917 года часто посещал село Стерлибашево, помоему, является следующее : - Дардеманд и Мухамметшакир Тукаев были депутатами Государственной Думы. - В Стерлибашево была очень богатая библиотека, имелось более 60 тысяч экземпляров книг восточных классиков. Дардеманд приезжал изучать эти книги. - Акмулла, как мы знаем, тоже часто посещал Стерлибашево. В это время Дардеманд брал у него уроки и обучался поэтическому искусству. Из этого можно сделать вывод, что Акмулла является учителем Дардеманда. Потомком Исмагила Ремеева является Дардеманд, а потомком Салима Ремеева является Мифтахетдин Акмулла и Сагит Ремеев. Сагит Ремеев является двоюродным племянником Акмуллы. В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в нашем селе Тятер – Арасланово, Стерлибашевского района проживают потомки Акмуллы и Дардеманда. В нашем селе проживает Ибрагомова Альбина Ринатовна. Она является потомком (со стороны матери) Ремеева Салима. Ее продедушка Лукман Ремеев является правнуком Ремеева Салима и двоюродным племянником Акмуллы ( со стороны матери). Ее бабушка Махруй Ремеева (девичья фамилия) дочь Лукмана Ремеева. Она проживала в нашем селе Тятер-Арасланово до последних дней своей жизни, до 2002 года. На сегодняшний день Альбина Ринатовна работает учителем начальных классов в МБОУ СОШ с.Тятер – Арасланово, воспитывает троих сыновей.
17 Ибрагимова Альбина Ринатовна – внучка Махруй Ремеевой.
18 Ремеева Махруй Лукманова – праправнучка Салима Ремеева.
20 Село Тятер – Арасланово. Здесь жил Лукман Ремеев.
21 Ремеев Лукман ( племянник Акмуллы) и его жена Бадрикамал
22 Ремеев Лукман и его сын Сагит.
23 Шэжэрэ Ибрагимовой Альбины Ринатовны (со стороны матери).
25 Выводы: - Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка - наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека. -Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в нашей Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошел жизненный путь Акмулла - все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество. - В ходе исследований мы выяснили: Мифтахетдин Акмулла и Дардеманд –троюродные братья; - В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в нашем селе Тятер – Арасланово, Стерлибашевского района проживают потомки Акмуллы и Дардеманда. -Ибрагимова Альбина Ринатовна является потомком (со стороны матери) Ремеева Салима. Ее продедушка Лукман Ремеев является правнуком Ремеева Салима и двоюродным племянником Акмуллы ( со стороны матери). Ее бабушка Махруй Ремеева (девичья фамилия) дочь Лукмана Ремеева. Она проживала в нашем селе Тятер-Арасланово до последних дней своей жизни, до 2002 года.
26 Библиография: 1. З.Л. Зайнуллин. Стерлибашевское мэдрэсэ: повесть. – Казань, Акмулла. Стихотворения (на татарском языке). – Казань, 1981.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.