Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюдмила Дягилева
1 Министерство образования Республики Башкортостан ГАОУ СПО «Уфимский топливно-энергетический колледж» Методическое сопровождение к уроку по дисциплине «Литература» (10 класс) Тема: Л.Н. Толстой. «Война и мир» как роман-эпопея Автор: Жегалова С.Г., преподаватель литературы 2013 г.
2 Л.Н. Толстой «Война и мир» как роман-эпопея (1863 – 1869 г.г.)
3 План 1.Время создания и историческая основа романа 2.Смысл названия 3.Система образов 4.Жанровое своеобразие 5.Проблематика романа 6.Особенности композиции и сюжета
4 1. Время создания и историческая основа романа Л. Толстой возвращается в Петербург после окончания Крымской войны 1856 г. – возвращение из Сибири декабристов и их семей Решение написать роман о декабристе Время работы: 1863 – 1869 г.г
5 Хронология четырёхтомника: I т. – 1805 г. II т. – 1806 – 1811 г.г. III т. – 1812 г. IV т. – 1812 – 1813 г.г. Эпилог г. 1. Время создания и историческая основа романа 15 лет Территориальная «площадь» Россия Австрия Пруссия ЕВРОПАЕВРОПА
6 2. Смысл названия МiРЪ МИРЪ МИР Отсутствие войны, ссоры Согласие, единодушие Спокойствие Вселенная Земной шар Все люди Община, общество крестьян МИР¹ Все формы материи в земном и космическом пространстве Земной шар, Земля Всё живое, всё окружающее Люди вообще Порядок, строй жизни МИР² Согласие, отсутствие разногласий Отсутствие войны Прекращение военных действий, мирный договор Покой, благополучие
7 Война (в толстовском повествовании) – не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях Мир – это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества 2. Смысл названия
8 3. Система образов 600 действующих лиц 200 реальные исторические лица Александр I Кутузов, Багратион Платов
9 3. Система образов «люди мира»«люди войны» Кутузов князь Андрей капитан Тушин Платон Каратаев Ростовы семья Курагиных Друбецкие граф Растопчин Наполеон Александр I движет жажда согласия; ненавидят лицемерие, ложь, которые разъединяют людей движет чувство зависти, эгоизм; несут разъединение, вражду, преступную аморальность любимые герои ищут смысл жизни; сложная внутренняя жизнь нелюбимые герои делают карьеру; внутренне не изменяются
10 4. Жанровое своеобразие «Война и мир» - роман – эпопея Эпопея – древний жанр, обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях Роман – жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности в центре – историческая судьба русского народа и его героическая роль в Отечественной войне 1812 г. повествует о частной жизни людей, показывает их духовное становление Основные черты эпопеи романа
11 Закончить фразы: От обычного романа он отличается: масштабом времени и местом действия …; количеством действующих лиц …; представлены разные социальные слои населения России и Европы …; большим кругом жизненных явлений …; показом исторических событий …
12 Эталон. От обычного романа он отличается: масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино); количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 – реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.); представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
13 большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий); показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г.)
14 5. Проблематика романа Нравственно-этические проблемы Философские Социально-политические в центре повествования несколько поколений, несколько семей показ взросления героев, формирование личности анализ «диалектики души» героев (психологический анализ) непротивление злу насилием взгляды на исторический процесс социальные и политические конфликты эпохи наличие реальных исторических лиц использование исторических документов «семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д. жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек
15 Задание. Определите жанровые элементы в романе-эпопее Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, «семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.); Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ); Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием); Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).
16 Вопросы для контроля: 1. Как в процессе работы изменялся замысел романа? 2. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»? 3. В чем заключается жанровое своеобразие «Войны и мира»? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века? 4. Как группируется система образов в романе-эпопее? 5. Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?
17 Литература 1.Русская литература XIX века. 10 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др. ; под ред. А.Н. Архангельского. – М.: Дрофа, 2005 г. – 510 с. 2.Литература: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования: в 2ч. [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под редакцией Г.А. Обернихина. – М.: Издательский центр «Академия», – 384 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.