Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВасилий Флегонтов
1 ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
2 ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. ЧТО ТАКОЕ ГНОСЕОЛОГИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ 2. ВИДЫ ПОЗНАНИЯ. ДЕМАРКАЦИЯ НАУЧНОГО И ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ 3. ЧУВСТВЕННЫЕ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ. 4.ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ 5.НАУКА. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. 6.ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
3 Гносеология, эпистемология, герменевтика Гносеология – учение о познании. Изучает природу познания, его возможности, проблему истины, ФОРМЫ И МЕТОДЫ познания. Эпистемология – обоснование идеальной теории, науки. Изучает какой в идеале должна быть научная познавательная деятельность. Описание нормативной(идеальной) науки и научного познания.(Кант: Как возможна чистая математика, чистое естествознание?).
4 Гносеология ГЕРМЕНЕВТИКА – теория истолкования текстов. Искусство понимания, толкования многозначных символов, чужой индивидуальности, другого предмета. «Язык - дом бытия» (Хайдеггер). Косвенное свидетельство жизни сознания – язык (Гадамер). Понимание языка – это миропонимание. Надо изучать язык.
5 Познание Как возможно познание? Познаваем ли мир в целом? 1. ОПТИМИЗМ. принципиальная познаваемость мира: Платон, Аристотель, Гегель, Маркс, Ленин. 2. АГНОСТИЦИЗМ - мир в принципе не познаваем –Кант. 3. СКЕПТИКИ – сомнение в достоверности знания. Протагор (сущность вещи скрыта, изменчива). Пиррон – воздерживайся от суждений о подлинной сущности вещей.
6 Познание Виды познания: Житейское Художественное Философское Мистическое Религиозное Научное
7 СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ СУБЪЕКТ познания (лежащий внизу, в основе) – все человечество, социальное целое, народ, группы, научное сообщество, человек. В субъект входят научные знания, методы, экспериментальные приборы. ОБЪЕКТ познания (противопоставляю) – фрагмент бытия в фокусе познающей мысли. Предмет познания –конкретные аспекты мира (человек – предмет познания антропологии, биологии, психологии)
8 Практика. ПРАКТИКА – воздействие людей на тот или иной объект с целью преобразования его для удовлетворения своих потребностей. Практика по отношению к познанию : 1- источник познания (мореплавание породило астрономию и часы. Земледелие - геометрию, строительство – механику, болезни – медицину). 2- приложение знаний 3- критерий истины
9 ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 1.ОЩУЩЕНИЯ- это отражение отдельных свойств предмета или явления 2.ВОСПРИЯТИЯ - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. 3.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранена образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение.
10 ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ 1. Понятие – это формы мышления, которые выражаются в виде имен объектов, событий, явлений. Например, «больница», «врач», «человек», «мир» - примеры понятий. 2. Суждение – следующая форма рационального познания, представляющая из себя определенную связь понятий. В суждениях что-либо утверждается или отрицается, поэтому они могут быть истинными или ложными.
11 Формы рационального познания 3.Умозаключение -это еще более высокий уровень организации рационального познания, выражающийся в связи множества суждений. Умозаключение обычно организовано в виде мыслительного перехода от одной группы суждений, которые называются посылками, к другой группе суждений, называемых заключениями.
12 Что важнее: чувственное или рациональное познание? 2 точки зрения: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. «Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах». Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика.
13 Познание ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. ТЕОРИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ. ИСТИНА – свойство знания, а не объекта.
14 Познание. Истина КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ. Точки зрения: 1.Ясность и отчетливость мыслимого: квадрат имеет 4 стороны (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 2. Общезначимость – то, что соответствует мнению большинства. 3. То, что служит успеху – прагматизм. 4. То, что мыслится экономно –ЭЙНШТЕЙЕН. 5. Критерий истины – красота, изящество теории. 6.Логическая непротиворечивость теории.
15 Познание. Истина. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – достоверно установленные факты, события (исторические, геометрические, математические знания, таблица умножения), знания полностью исчерпывают предмет и в дальнейшем не могут быть опровергнуты (Земля вращается вокруг Солнца).
16 Познание. Истина. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – мышление отражает предмет не весь сразу, а в противоречивом процессе познания, знание движется к более глубокому и точному(от классической механики Ньютона к теории относительности Эйнштейна), относительная истина связана с исторической ограниченностью методов, форм познания и социальной практики. Геометрия Эвклида – частный случай геометрии Лобачевского.
17 Познание. Истина. ОБЪЕКТИВНАЯ сторона истины – воспроизведение реальности самой по себе, вне и независимо от сознания. СУБЪЕКТИВНАЯ сторона истины учитывает особенности, специфику сознания. КОНКРЕТНОСТЬ истины – учет всех условий, в которых находится объект познания (вода кипит при 100 градусах при норм. давлении ).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.