Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮлия Шуякова
1 Тема: Введение в римское право. Источники римского частного права.
2 Цели занятия - Рассмотреть особенности римского права, его понятие и всемирно-историческую значимость, рассмотреть основные правовые системы римского права, дать характеристику периодизации римского права, дать понятие источника права и рассмотреть основные источники римского права.
3 План: 1. Понятие и значимость римского права. 2. Периодизация римского права. 3. Понятие источников римского права. 4. Виды и содержание источников права.
4 1. Понятие и значимость римского права. Римское право – это правовая система, возникшая и существовавшая в Древнем Риме и Восточной Римской империи в период с VIII в. до н.э. по VI в. н.э.
5 Таким образом, римское право можно определить как уникальный культурно-правовой феномен человеческой цивилизации, в образе которого право как совокупность общеобязательных и установленных правил поведения обрело свою форму и сущность, свои качественные и количественные признаки. Таким образом, римское право можно определить как уникальный культурно-правовой феномен человеческой цивилизации, в образе которого право как совокупность общеобязательных и установленных правил поведения обрело свою форму и сущность, свои качественные и количественные признаки.
6 Явления и институты возникшие в римском праве. 1. В римском праве закреплено понимание права как системы общеобязательных юридических норм, санкционированных людьми на благо себе, оно – институт защиты населения. 2. В римском праве нашло отражение деление норм права на публичные и частные (состояния и интересы римлян в целом – ius publicum, а также состояние и частные отношения – ius privatum).
7 3. Возникает механизм формирования и существования норм права, т.е. учение об источниках права. 4. В римском праве впервые сформировалась юридическая терминология и понятийный аппарат. 5. Римское право впервые сформировало особую культуру отношений между людьми.
8 Само право – ius – трактовалось как основа мироздания. Его назначение урегулировать жизнь каждого члена государства. Создавая ius люди должны руководствоваться неписанными но вечными предписаниями, которые составляют божественный Закон – fas. Также человек должен жить в согласии и гармонии с окружающим миром, такие требования вытекаю из естественного права – ius naturale.
9 Регулирующие нормы Гражданские отношения (ius) Религиозные отправления (fas)
10 2. Периодизация римского права. 1. Архаический (VIII – IV вв. до н.э.) 2. Предклассический (IV - I вв. до н.э.) 3. Классический (I - III вв. н.э.) 4. Постклассический а) доюстиниановский; а) доюстиниановский; б) юстиниановский, или кодифицированный (IV - VI вв. н.э.) б) юстиниановский, или кодифицированный (IV - VI вв. н.э.)
11 Архаический период Римское государство представляет собой небольшой город с прилегающими к нему поселками. Население делилось на две категории: - коренное (квириты) - коренное (квириты) - пришлое. - пришлое. Право квиритов Ius quritum
12 Особенности архаического периода. 1. Строгий формализм, буквальное толкование существующей нормы. 2. Круг субъектов правового регулирования составляли отношения, возникающие исключительно между римскими гражданами - членами римской цивитас (общины), отсюда название данной системы права – цивильное право (ius civile). 3. Источники права – обычаи, законы.
13 Право этого периода сосредоточено в Законах XII таблиц (Leges duodecem tabularum). Данные законы являются основой и началом всего римского права. Право этого периода сосредоточено в Законах XII таблиц (Leges duodecem tabularum). Данные законы являются основой и началом всего римского права. В 451 г.до н.э. по решению Сената была создана комиссия из десяти человек, которым было поручено записать существующие обычаи.
14 Предклассический период. Суть всех преобразований свелась к учреждению двух новых магистратур: городского претора (367 г. до н.э.) и претора иностранца (242 г. до н.э.). Претор – это судебный чиновник, который предварительно разбирал споры, возникшие между гражданами. Следовательно, он был первым из должностных лиц, кто сталкивался с недостатками действующего права и мог устранить их.
15 Новые системы права. 1. Преторское право (ius honorum, ius praetorium) регулировало отношения между римскими гражданами по вопросам, которые не были отражены в квиритском праве, а также устраняли его недостатки. Претор руководствовался исходя из определения справедливо или нет. В связи с этим еще одно название преторского права – право доброй совести (ius bonae fidei). 2. Право народов (ius gentium) регулировало отношения, возникающие между: - римскими гражданами и иностранцами; - римскими гражданами и иностранцами; - иностранцами. - иностранцами.
16 Классический период. 1. Право достигает своего пика, возникают его основные институты и дефиниции. 2. Возникает наука о праве (iurisprudentia) и появляется целая плеяда блистательных юристов. 3. Складывается система юридического образования, появляются труды учебного характера (Институции Гая)
17 Постклассический период. Данный период связывают с упрощением права. Используется даже специальный термин «вульгарное право». В данный период происходит кодификация права, в результате создаются крупнейшие памятники права: Кодекс Феодосия, Свод гражданского права (свод цивильного права – Corpus iuris civilis).
18 3. Понятие источников права. Впервые термин «источник права» встречается в трудах историка Тита Ливия. "Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частное права (fons omnis publici privatique iuris)". Тит Ливий
19 Источники римского права Неписанное право ius non scriptum обычаи Писанное право ius scriptum ЗаконыРешения сената Решения плебса Постановление императоров Эдикты должностных лиц Толкования юристов
20 Неписаное право (ius non scriptum) "Обычай - непосредственное проявление народного правосознания" "Обычай - непосредственное проявление народного правосознания" mores maiorum - обычаи предков р. Тибр
21 Таким образом, обычай - это норма, сила которой основана не на принуждении со стороны государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении в повседневной жизни.
22 Авторитет обычая в силу его долговременного применения значителен, но он не должен быть сильнее закона (С ) "То же, что является неписаным и появляется или по обычаю, или в результате соглашений между людьми и как бы со всеобщего одобрения, - это соблюдается столь же строго, как наши нравы и законы, как бы предписанное естественным правом"
23 Характеристика обычного права. 1. Отсутствие четкого механизма и процедуры принятия. 2. Возникновение в процессе повседневной деятельности. 3. Они ни кем и не чем не санкционированы. 4. Отсутствие писанной формы. 5. Длительность в использовании.
24 Формы обычного права. mores maiorum – обычаи, возникшие в глубокой древности; mores maiorum – обычаи, возникшие в глубокой древности; usus – нормы, возникшие в памяти современников; usus – нормы, возникшие в памяти современников; commentarii pontificum - нормы возникшие в результате толкований понтификами обычаев предков; commentarii pontificum - нормы возникшие в результате толкований понтификами обычаев предков; commentarii magistratum – нормы, возникшие в результате деятельности должностных лиц. commentarii magistratum – нормы, возникшие в результате деятельности должностных лиц.
25 4. Виды и содержание источников права. Закон (lex, leges) – решение, принятое народным собранием и поэтому обладающие высшей юридической силой.
26 Процедура принятия закона. 1. Законодательная инициатива. Обладали консулы, преторы, цензоры. 2. Проект закона писался на белой доске и выставлялся на главной площади Рима.
27 3. Автор определял какие предложения он внесет в проект. 4. Проект выносился на голосование в народное собрание. uti rogas – «как просишь» uti rogas – «как просишь» amtiquo – «стою на старом». amtiquo – «стою на старом». 5. Закон должен был отлежаться (vocatio legis) не менее одного месяца. 6. «Отлежавшийся» закон поступал в Сенат, которые должны были проверить правильность процедуры принятия закона. 7. После одобрения сенаторами закон поступал в государственный архив (aerarium populi romani)
28 Структура закона. 1. Praescriptio – в этой части закона указывалось: 1. Praescriptio – в этой части закона указывалось: а) кто является автором закона; а) кто является автором закона; б) причины и обстоятельства вызвавшие появление закона; б) причины и обстоятельства вызвавшие появление закона; в) вид народного собрания принявшего закон; в) вид народного собрания принявшего закон; г) день и число. г) день и число. 2. Rogatio – содержание закона. 2. Rogatio – содержание закона. 3. Sanctio – предусмотренные наказания в случае неисполнения закона. 3. Sanctio – предусмотренные наказания в случае неисполнения закона.
29 Виды законов. Законы совершенного вида (leges perfectae) объявляли ничтожность действия; Законы совершенного вида (leges perfectae) объявляли ничтожность действия; Законы менее совершенного вида (leges minus quam perfectae) – в качестве наказания предусматривали штраф, а само действие не объявлялось ничтожным; Законы менее совершенного вида (leges minus quam perfectae) – в качестве наказания предусматривали штраф, а само действие не объявлялось ничтожным; Законы не совершенного вида (leges imperfectae) которые не предусматривали никакого наказания; Законы не совершенного вида (leges imperfectae) которые не предусматривали никакого наказания; Законы более чем совершенного вида (leges plus quam perfectae) предусматривали ничтожность действия, а также штраф. Законы более чем совершенного вида (leges plus quam perfectae) предусматривали ничтожность действия, а также штраф.
30 Эдикты магистратов – распоряжения должностных лиц. Наибольшую юридическую силу имели распоряжения преторов. В 131 г. нормотворческая деятельность преторов была систематизирована и все эдикты были собраны воедино – Вечный эдикт (Edictum perpetum). Решения Сената – Senatusconsultum.
31 Толкования юристов – Ius respondendi. В 426 г. закон о толковании юристов. 1. Папиниан (? – 212); 2. Павел 3. Ульпиан (? – 228); 4. Модестин 5. Гай (117/138 – 180/192)
32 Деятельность юристов. cavere – составление, разработка новых исков, сделок; cavere – составление, разработка новых исков, сделок; agere - ведение дел в суде; agere - ведение дел в суде; respondere – ответы, консультации. respondere – ответы, консультации. Также юристы давали толкование действующему законодательству – эксгеза. Комментарии текущего законодательства.
33 Постановления императоров – Constitutiones princepum. Императоры в процессе своей деятельности не были связаны никакой формой, структурой и процедурой. конституции имели произвольный характер – принцепс свободен от исполнения законов. Виды императорских конституций: Виды императорских конституций: 1. edicta - нормы общего действия; 2. decreta - судебные решения, обычно в ответ на апелляцию; 3. rescripta - решение отдельных казусов; 4. mandata - инструкции чиновникам.
34 Вопросы к лекции.
35 Глоссарий.
36 Семинарское занятие
37 Список источников и литературы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.