Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентина Подосенова
1 Стратегический менеджмент в образовании : формирование стратегического плана школы Толщина Л. Н., декан факультета развития образовательных систем КОИПКРО, тьютор модуля
2 Стратегическое планирование – определяет направления деятельности ( развития ) школы в изменяющейся внешней и внутренней среде. Стратегический план - это научное предвидение состояния образовательного учреждения в долгосрочной перспективе. Критерии хорошего плана : план должен соответствовать потребностям учреждения и требованиям внешней среды ; он должен быть реальным и достижимым при имеющихся ресурсах ; предполагаемые результаты должны быть четко определены ; этапы или промежуточные фазы плана должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно ; план должен определять четкие сроки для каждой фазы ; за каждый результат должен отвечать менеджер, а не исполнитель ; хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды.
3 Стратегический план – составная часть программы развития образовательного учреждения Программа развития - особая разновидность общешкольного плана работы. Рассматривается как инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом. Составляющие программы развития : - аналитическое обоснование, - цели и задачи, - средства достижения целей, - планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей.
4 Программа – описание модели будущей деятельности в целом или по одному / нескольким направлениям. Концепция – 1) основная точка зрения, руководящая идея ; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности ; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность, система взглядов, представлений, идей. Описание основного смысла деятельности в целом. Программа развития школы – важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего ( перешедшего ) в инновационный режим жизнедеятельности ; - особая разновидность общешкольного плана работы, которая отличается от традиционного направленностью на решение стратегических задач, внедрение основных нововведений, на реализацию актуальных, перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование.
5 Задачи программы развития : 1. Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития через стратегический анализ. 2. Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования. 3. Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние ; подготовка конкретного плана такого перехода.
6 Раздел 1. Информационная справка о школе - это информационный текст., в котором кратко изложена важнейшая информация о школе. В содержании информационной справки рекомендуется : – указать наименование и статус школы сегодня, важнейшие этапы истории школы ; – дать краткую характеристику социального окружения школы и описать характер его влияния на образовательное учреждение ; – коротко описать роль школы в социуме, в территориальной образовательной системе ; указать важнейшие объемные данные школы ( количество учащихся, классов - комплектов, наличие и характер потоков и различных видов классов, сменность занятий ); – дать характеристику контингента учащихся ; – охарактеризовать педагогический персонал школы ; – дать характеристику действующего программно - методического обеспечения учебного и воспитательного процессов ; – описать подходы к диагностике результатов образовательного процесса ;
7 В содержании информационной справки рекомендуется : – охарактеризовать состояние школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно - материальной базы школы ; – дать характеристику нормативно - правового и документационного обеспечения работы школы ; – коротко описать систему работы с педагогическими кадрами ; – дать информацию об основных результатах образовательного процесса ( в динамике за ряд последних лет ), основных результатах инновационных процессов, опытно - экспериментальной работы в школе. По ходу изложения информации в справке желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.
8 Раздел 2. Концепция желаемого будущего состояния школы представляет собой развернутое, хотя еще и не вполне конкретизированное представление об ожидаемом результате развития школы. Она предписывает, какой должна стать школа в результате системных нововведений. Концепция развития школы описание перехода школы в новое состояние ( часть концепции желаемого будущего состояния школы ). Концепция желаемого будущего состояния школы предполагает наличие в ней следующих взаимосвязанных блоков : 1. Стратегические основания жизнедеятельности школы и главные характеристики внутренней среды школы ; 2. Концепция образовательной системы новой школы ; 3. Концепция обеспечивающей системы новой школы ; 4. Концепция управляющей системы новой школы.
9 1. Стратегические основания жизнедеятельности школы и главные характеристики внутренней среды школы : – система ценностей школы, ее философия ; главные принципы ее жизнедеятельности ; общая направленность школы ; – миссия образовательного учреждения ; принадлежность школы к тому или иному виду или разновидности образовательного учреждения ( на - пример, к гимназиям, лицеям и т. п.); – модель ( модели ) выпускников школы, внутришкольный стандарт качества образования ; – принципы построения организационной структуры новой школы, основные организационные единицы и связи между ними ; – характеристика организационной культуры новой школы ; – общий механизм функционирования новой школы и механизм ее перехода в очередной цикл развития.
10 2. Концепция образовательной системы новой школы : – общий принцип, система организации образовательного процесса ( классно - урочная или иная система организации ); – общая структура образовательной системы, задачи и ожидаемые результаты, модели результатов образования ( выпускников ) для каждой подструктуры ( ступеней, школьных модулей и т. п.); – взаимосвязь и взаимодополнение в образовательной системе школы дидактической подсистемы и подсистемы внеучебной воспитательной работы ; – виды потоков учащихся и образовательных траекторий, виды классов, принципы набора учащихся и формирования классов и групп ; – принципы группировки педагогов для работы с различными категориями учащихся ;
11 3. Концепция обеспечивающей системы новой школы : – внутренние условия жизнедеятельности школы, необходимые и достаточные для ее успешного функционирования и дальнейшего развития ( социально - психологические, организационно - педагогические, материально - вещественные, социально - бытовые, санитарно - гигиенические, эстетические, пространственно - временные и др.); – требования к номенклатуре, качеству и объему ресурсов, необходимых для полноценного функционирования школы и ее новой образовательной системы, для создания необходимых внутренних условий жизнедеятельности ( по каждому виду ресурсов – кадровых, концептуальных, информационных, нормативно - правовых, материально - технических, финансовых и проч.); – общие принципы построения и ожидаемое будущее состояние школьных структур, служб, организационных единиц, занимающихся обеспечением школы всеми необходимыми ресурсами ( также по всем видам ресурсов ); – внешние связи школы и их вклад в ресурсное обеспечение ее жизнедеятельности ; – важнейшие свойства и характеристики, необходимые школьному сообществу для решения образовательных и обеспечивающих задач ( ценностные ориентации и особенности целеполагания, организованность, сплоченность, включенность в управление, сработанность, ответственность, совместимость, стабильность, инновационная мобильность и др.); – характер групповой динамики и отношений в коллективе.
12 4. Концепция управляющей системы новой школы : – характеристика направленности, главных свойств управляющей системы ( например, – основное содержание управленческой деятельности, важнейшие функции системы управления ( планирования, организации, руководства, контроля ), методы и средства управления, основные управленческие технологии ; – организационная структура управляющей системы, состав основных субъектов управления и связей между ними, функциональные обязанности, полномочия, ресурсное обеспечение субъектов образовательной деятельности ; – организационные механизмы управления, постоянно действующие стандартизированные управленческие подсистемы ( аттестации кадров, контроля и т. п.); – необходимые условия и ресурсы для управленческой деятельности.
13 Концепция развития школы в программе ее развития может излагаться в разделе « Стратегия и тактика перехода ( перевода ) школы к желаемому будущему ». Блоки раздела : 1. Стратегия развития школы ; 2. Конкретные цели ближайшего шага развития ; 3. Конкретный тактико - оперативный план действий по реализации концепции.
14 1. Стратегия развития школы : – основные области предстоящих преобразований ( подсистемы школы и их части, которые более, чем другие, требуют обновления ); – основные направления развития по выделенным областям ( например, в качестве области выделено « обновление содержания образования », а в качестве направлений « интеграция содержания образования », « гуманизация содержания образования » и т. д.); – стратегии – общие замыслы изменений по ступеням школы, областям и направлениям преобразований ; – конкретные задачи обновления школы по всем выделенным направлениям и соответствующие им нововведения вместе с ожидаемыми результатами ; – этапы преобразований, последовательность и сроки их осуществления. 2. Конкретные цели ближайшего шага развития : – конкретные, измеримые цели и задачи образовательной системы школы ( могут формулироваться по ступеням, параллелям, предметам с выделением целей обучения и внеучебной воспитательной работы и т. д.); – конкретные, измеримые цели других подсистем школы, организационных единиц и подразделений. 3. Конкретный тактико - оперативный план действий по реализации концепции.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.