Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДмитрий Якубов
1 Библиотека и пользователь в современной цифровой среде Шрайберг Яков Леонидович, доктор технических наук, профессор, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России
2 «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу» Стивен Кинг, американский писатель
3 Сегодняшние студенты, молодые исследователи и молодые читатели – родились с компьютером и Интернетом: как американцы с автомобилями
4 Тартуский университет, магистр искусств О. Эйнасто Тартуский университет, магистр искусств О. Эйнасто: Digital Natives – цифровые аборигены (читатели) Digital Immigrants – библиотекари
5 Современный читатель: Ноутбук, iPad, iPhone, портативный сканнер, цифровые камеры – полные тексты Ноутбук, iPad, iPhone, портативный сканнер, цифровые камеры – полные тексты Западная система – концепция «fair use» Западная система – концепция «fair use»
6 Нарастающие потоки электронной информации Постоянное увеличение числа электронных изданий как альтернатива традиционным библиотечным подпискам
7 Интернет – коммуникационная среда и среда обслуживания пользователей библиотек Новые технологии обслуживания и новые возможности Электронное чтение, ридеры, гаджеты Новая миссия библиотеки в информационном обществе
8 – снижение печатных тиражей и увеличение стоимости печатных книг; – снижение интереса молодежи к чтению и проявление повышенного интереса к электронным изданиям; – увеличение ассортимента и количества электронных книг; – появление легальных самоиздатов, особенно с участием онлайновых магазинов; – развитие моделей открытого доступа, развитие схемы «свободных (открытых) лицензий и усиление кризиса печатной периодики
9 «Из всех преимуществ, какими мы пользуемся в нашем веке, ни за одно, может быть, мы не должны быть так благодарны, как за общедоступность книг» Джон Леббок, британский энциклопедист, банкир, политик, археолог, биолог
10 Рекомендации сотрудникам отделов обслуживания: читателю в любой форме надо разъяснять его обязанности по соблюдению законодательства об авторском праве (может быть вписать в правила пользования библиотекой) в библиотеки нельзя не пускать читателей с ноутбуками, планшетами, смартфонами и т.д., и нельзя мешать им работать в читальных залах с этими устройствами; если читатель что-то сфотографирует или сосканирует на свое устройство, это его – ответственность, библиотекарь ни в коем случае не должен быть полицейским; Ст. 1273, 1275 ГК РФ – правоприменительная практика
11 Существующее законодательство об авторском праве и смежных вопросах позволяет сегодня говорить о существующей правовой основе библиотечно- информационной деятельности, гармонизированной с зарубежным законодательством. Требуемые изменения национального законодательства в интересах библиотек должны не только улучшить ситуацию, но и усилить правовую легитимность библиотечной работы по обслуживанию своих пользователей
12 Руководителям библиотек необходимо помнить, что 1.Читатель не пойдет в библиотеку, если ему не будет предоставлена возможность работать со своими устройствами и с цифровым контентом библиотеки. Цифровой контент – главное, что сегодня влечет пользователей в библиотеки, особенно в сфере науки и образования, и не дать ему этого – значит, потерять читателя. 2. Читатель вынужден будет пойти в библиотеку, если только из помещения библиотеки ему будет предоставлена возможность работы с полными текстами ( а так предполагается в новой редакции ГК).
13 3. Издатель должен понимать, что: библиотека сегодня должна обеспечивать своего читателя информацией в полной форме и не может не предоставлять ему спрашиваемый цифровой контент библиотека также заинтересована в укреплении книжного рынка как и сами издатели у библиотеки всегда ограниченный бюджет на комплектование и она скорее всего не сможет приобретать электронные копии у издателей прежде всего по финансовым соображениям
14 4. Библиотека отчетливо должна понимать, что не может быть территорий, где может возникнуть пиратство. Библиотека обязана беспощадно бороться с пиратством, но не мешать своим читателям цивилизовано работать с цифровым контентом. 5. Если библиотека не будет постоянно развивать свои электронные библиотеки и гарантировать доступ своим читателям к другим электронным ресурсам – она может перестать быть библиотекой в прямом смысле этого слова
15 «Издатели первых печатных книг, рекламируя свою продукцию, заявляли, что их книги в точности похожи на рукописные – чтобы не отпугивать консервативного потребителя» В. Костомаров, Жизнь языка: от вятичей до москвичей
16 Пока картина достаточно неплохая для традиционного книжного рынка: США – доля электронных книг – 12% Великобритания – 6-7% Германия – 1.5% К 2015 году: в США – 20% в Европе – 10% В РФ – легальное – 1%, нелегальное – до 10 %
17 Ответный удар библиотек – электронной экспансии (на примере США) В Филадельфии количество посетителей библиотек с 2005 г. выросло на 11% В Филадельфии количество посетителей библиотек с 2005 г. выросло на 11% В Brooklyn Public Library с 2005 по 2011 г. оборот увеличился на 31% В Brooklyn Public Library с 2005 по 2011 г. оборот увеличился на 31% В Балтиморе и Сиэтле посещения библиотек за последние 5 лет увеличилось на 25 и 32% соответственно В Балтиморе и Сиэтле посещения библиотек за последние 5 лет увеличилось на 25 и 32% соответственно Городские общественные библиотеки в США редко были так популярны, как сегодня Городские общественные библиотеки в США редко были так популярны, как сегодня
18 Спасибо за внимание! Комментарии и вопросы:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.