Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДмитрий Першанин
2 В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка
3 Если же спросить славянских грамотеев так: Кто вам письмена сотворил или книги перевел, То все знают и, отвечая, говорят: Святой Константин Философ, нареченный Кириллом, Он нам письмена сотворил и книги перевел С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и редко задумываемся о том, когда и как возникла наша письменность. Начало письменности особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры. В глубине тысячелетий и столетий обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа или языковой семьи. Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях святых Кирилле и Мефодии
4 Слушайте Слово, ибо оно от Бога. Слово, что питает души человеческие, Слово, что укрепляет сердца и умы, Слово, что готовит всех к познанию Бога Древняя Русь - далекая и таинственная. Христианство, оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности. Основой любой древней культуры является письменность - письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма, а христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности. Этот факт подтверждается большим количеством находок берестяных грамот с текстами в различных городах Руси, особенно в Новгороде Великом. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси, патриотическим настроением
5 В своей летописи Нестор ( ок гг.) преподобный святой, монах Киево - Печерского монастыря поставил вопрос "Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть". Таким образом, уже в этих первых словах летописи говорится о тех масштабных целях, которые поставил перед собой автор. И действительно, летопись не стала обычной хроникой, бесстрастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом тогдашнего историка, вносящего в повествование философско-религиозные обобщения, темперамент, свой стиль. Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь - это один из европейских народов. Летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси - становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром.
6 Общий подъем культуры Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско- боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории
7 ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ В создание Кириллом славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие. Кирилл не ограничился созданием алфавита со всеми знаками, необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки из Библии. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
8 Кирилл и Мефодий в сознании книжников Руси являются истинными создателями единой для всех восточных и южных славян письменности. Русское Сказание о переложении книг на славянский язык, помещенное в Повести временных лет, начинается словами: Бе един язык словенск. Далее в этом Сказании говорится: А словеньскый язык и рускый одно есть, и несколько ниже снова повторяется: …а язык словенски един» О судьбоносном значении церковнославянского языка и церковнославянской письменности для отечественной культуры писал в своем «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» М.В. Ломоносов : «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на словенском языке украшаться будет» Высокая культурная планка, которую поддерживает церковнославянский язык, поможет сохранить красоту, богатство и силу русского языка и родной литературы. Кирилл и Мефодий
9 Гимн святым Кириллу и Мефодию Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы, Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые Мефодий, Кирилл, Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы, Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы!
10 На лицевой стороне изображены Святые братья Кирилл и Мефодий, держащие книгу и развёрнутый пергамент с первыми буквами азбуки А,Б,В,Г. Величайшая заслуга Кирилла и Мефодия перед славянским миром состояла еще и в том, что они всюду старались оставлять своих учеников продолжателей дела просвещения славянских народов. Особенно важное значение имело введение славянского языка в богослужение, потому что в ту пору богослужебный язык был одновременно и языком литературы Орден "Кирилл и Мефодий»
11 День святых Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия учителей словенских. Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Часто спрашивают: « а кто такие святые люди? что святые – это горячо любящие сыны Отечества, это – ученые, это те, кто указывают духовный путь своему народу». Русский народ отдает дань памяти и благодарности славянских стран учителям... "
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.