Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентина Ожгибесова
1 Лекция 2 Тема: Роль, принципы и цели учета затрат Направления учёта затрат, как основа для классификации. Классификация затрат для определения себестоимости. Классификация затрат для принятия решений в планировании. Классификация затрат в целях контроля и управления. Классификация затрат в процессе производства и реализации Лекция 3 Тема: Анализ безубыточности Введение в СVP-анализ. Точка безубыточности. Заданная операционная прибыль. Планирование затрат и СVP-анализ. Анализ чувствительности. Маржинальная и валовая прибыль
2 Содержание 1) Введение в СVP-анализВведение в СVP-анализ терминология основы СVP-анализа 2) Точка безубыточностиТочка безубыточности метод уравнения метод маржинальной прибыли графический метод 3) Заданная операционная прибыльЗаданная операционная прибыль 4) Анализ чувствительностиАнализ чувствительности 5) Маржинальная и валовая прибыльМаржинальная и валовая прибыль 2Анализ безубыточности
3 1.1 Введение в СVP-анализ Базовым методом планирования деятельности предприятия является СVP-анализ (Cost-Volume-Profit analysis), то есть анализ соотношения затрат, объема и прибыли. CVP-анализ рассматривает изменение прибыли под влиянием объема выпуска/продаж продукции, цен продукции, средних переменных затрат и постоянных затрат предприятия. CVP-анализ даёт ответы на вопросы: Что произойдет с выручкой и затратами, если продать товара больше? Что будет, если поднять или снизить цену продукции? и т.п. Допущения СVР-анализа: все затраты необходимо классифицировать на переменные и постоянные поведение общей суммы затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности цена реализации не меняется отсутствуют структурные сдвиги в общей сумме затрат постоянные затраты остаются неизменными в пределах области релевантности переменные затраты прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности; предприятие производит только один вид продукции или имеет устойчивое соотношение отдельных видов продукции. 3Анализ безубыточности
4 * Терминология CVP-анализа Операционная прибыль = выручка - себестоимость проданной продукции Чистая прибыль это сумма операционной прибыли и внереализационных доходов (таких, как полученных процентов) за минусом внереализационных расходов (например, уплаченных процентов) и налогов с прибыли. Для простоты в этой теме мы примем, что внереализационные доходы и расходы равны нулю. Таким образом, чистая прибыль рассчитывается но формуле: Чистая прибыль = операционная прибыль - налоги с прибыли. 4Анализ безубыточности
5 * Основы СVР-анализа Рассмотрим пример, чтобы понять технику CVP -анализа. Пример. Николай планирует продавать диски с новой компьютерной программой на выставке. Он может купить их у оптового продавца за 120 еuro за один диск c правом вернуть непроданные товары за ту же цену. Один диск он планирует продавать за 200 euro. Он заплатил фирме-организатору выставки 2 тыс. euro за двухдневную аренду торгового места. Предположим, что больше никаких затрат не было. Какую прибыль получит Николай, продав различное количество товара? Арендная плата за место, 2 тыс. euro, является постоянными затратами, потому что не зависит от того, сколько продаст Николай дисков с программой. За траты на покупку дисков у оптового продавца являются переменными, потому что они увеличиваются с увеличением объема продаж. За каждую проданную единицу Николай платит 120 euro. Если Николай продаст 5 дисков, затраты на покупку составят 600 euro (120 х 5). Николай может использовать CVP-анализ, чтобы узнать, как будет изменяться величина операционной прибыли при изменении объема продаж. При продаже 5 дисков Николай получит выручку в 1 тыс. euro, (200 х 5), при этом переменные затраты составят 600 euro (120 х 5), а постоянные - 2 тыс. euro. Следовательно, убыток будет 1600 ( ) euro. Если Николай продаст 40 дисков, то его выручка составит 8 тыс. (200 х 5) euro при переменных затратах 4800 (120 х 40) euro, с теми же постоянными затратами в 2 тыс. euro. Операционная прибыль Николая в этом случае будет 1200 ( ) euro. Заметим, что в зависимости от проданного количества дисков, изменяются общая выручка и общие переменные затраты. Разность между прибылью и переменными затратами называется маржинальной прибылью. 5Анализ безубыточности
6 * Основы СVР-анализа Маржинальная прибыль - это сумма, влияющая на изменение операционной прибыли в зависимости от объема проданных единиц товара. Если Николай про даст 5 дисков с программой, то маржинальная прибыль будет равна 400 euro (выручка в 1 тыс. euro минус переменные затраты 600 euro), а если Николай продаст 40 дисков, то маржинальная прибыль составит 3200 euro (полная выручка в 8 тыс. euro минус полные переменные затраты 4800 euro). Заметим, что при вычислении маржинальной прибыли вычитаются все переменные затраты. Маржинальная прибыль па единицу товара используется, чтобы вычислять маржинальную прибыль на все количество проданного товара. Маржинальная прибыль на единицу - это разница между продажной ценой и переменными за тратами на единицу (средними переменными затратами). В примере с дисками маржинальная прибыль на единицу = 80 euro. Маржинальная прибыль может вычисляться как: Маржинальная прибыль = маржинальная прибыль на единицу х количество проданного товара. Например, если продано 40 дисков, то маржинальная прибыль 80x40 = 3200euro. Маржинальная прибыль - это ключевое понятие CVP-анализа. Она представляет собой суммарную выручку минус переменные затраты и способствует покрытию постоянных затрат. Когда постоянные затраты полностью покрыты, маржинальная прибыль идет на получение операционной прибыли. 6Анализ безубыточности
7 * Основы СVР-анализа В таблице приведен расчет маржинальной прибыли для различного количества проданных дисков с программой и показано, как маржинальная прибыль покрывает постоянные затраты и наращивает операционную прибыль. Представленный в таблице расчет прибыли называется расчетом маржинальной прибыли и подчеркивает поведение маржинальной прибыли в зависимости от количества проданного товара. Заметим, что каждая дополнительно проданная от 0 до 1 и от 1 до 5 ед. товара увеличивает маржинальную прибыль на 80 euro. 7Анализ безубыточности Таблица. Расчет маржинальной прибыли для различного количества проданных дисков Количество проданных дисков Выручка, 200euro за lbcr Переменные затраты, 120 euro за пакет Маржинальная прибыль, 80 euro за пакет Постоянные затраты, euro 2000 Операционная прибыль, euro (2000)(1920)(1600)01200 Она увеличивает покрытие постоянных затрат и уменьшает операционные убытки. Если Николай продает 25 дисков, маржинальная прибыль составит 2 тыс. euro (80 х 25). Такая прибыль полностью покрывает постоянные затраты и сводит к нулю операционные убытки. Если Николай продает 40 дисков с программой, маржинальная прибыль увеличивается на 1200 euro ( ), которые наращивают операционную прибыль. Заметим, что при движении слева направо в таблице маржинальная прибыль увеличивается на ту же величину, на которую увеличивается операционная прибыль (или уменьшаются операционные убытки).
8 * Основы СVР-анализа Можно рассчитать относительный показатель: уровень маржинальной прибыли в процентах. Уровень маржинальной прибыли это отношение удельной маржинальной прибыли к продажной цене. В нашем примере: Уровень маржинальной прибыли 80/200 =40%. Уровень маржинальной прибыли это маржинальная прибыль на 1 euro выручки. То есть 40% каждого euro выручки (40 центов) идет в маржинальную прибыль. 8Анализ безубыточности Таблица. Расчет маржинальной прибыли для различного количества проданных дисков Количество проданных дисков Выручка, 200euro за lbcr Переменные затраты, 120 euro за пакет Маржинальная прибыль, 80 euro за пакет Постоянные затраты, euro 2000 Операционная прибыль, euro (2000)(1920)(1600)01200 В ряде случаев рассчитывается другой относительный показатель маржинальной прибыли - процент от переменных затрат. В нашем примере маржинальная прибыль как процент от переменных затрат равна 66,7%. Николай может подсчитать общую маржинальную прибыль для различных объемов продаж умножением процента маржинальной прибыли на выручку, показанную в таблице. Например, если Николай продаст 25 дисков, выручка будет равна 5 тыс. euro, а маржинальная прибыль - 40% х 5000 = Точка безубыточности в нашем примере - это 5 тыс. euro при продаже 25 дисков.
9 2.1 Точка безубыточности (точка самоокупаемости, самофинансировния, критическая точка) Точкой безубыточности называется то количество выпущенной/проданной продукции, при котором выручка равна всем затратам. Или то количество продукции, при котором операционная прибыль равна нулю. Зачем менеджерам нужна точка безубыточности? Главным образом для того, чтобы избежать операционных убытков. Точка безубыточности показывает тот уровень продаж, при котором нет убытков. 9Анализ безубыточности
10 * Метод уравнения Исходным уравнением для анализа является следующее соотношение выручки, издержек и прибыли: Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль. Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь: Q кр *P - Q кр *VC - FC = 0 (1) Теперь можно определить количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки: Q кр = FC / P - AVC (2) где Q кр – объем производства продукции в критической точке (количество единиц); Р – цена единицы продукции; AVC – удельные переменные затраты на единицу продукции; FC – постоянные расходы. Рассмотрим этот метод на условном примере. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 euro, постоянные рас ходы составляют euro, средние переменные расходы на единицу продукции – 300 euro. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда 500 * х * х = * х = х=350 Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой и прибыль и убытки равны 0. Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции: = euro 10Анализ безубыточности
11 * Метод маржинальной прибыли Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию метода уравнений. Маржинальная прибыль – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Т.е. это определённая сумма денег, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат. Q кр = FC / P - AVC (2) Q кр = FC / P - AVC = FC / P (1- d) Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода: где d– относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P); (1-d) – относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации. Пример. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 euro, постоянные рас ходы составляют euro, средние переменные расходы на единицу продукции – 300 euro. Предположим, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере euro. В нашем примере маржинальная прибыль на единицу составляет = 200 euro, а точка безубыточности равна : 200 = 350 ед. 11Анализ безубыточности
12 * Графический метод Он дает наглядное представление о СVP-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты – объем производства – прибыль». В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (см. рис.) 12Анализ безубыточности
13 Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет сделать важные для предприятия выводы: 1. Предприятие может получить прибыль (выручка за минусом постоянных и переменных издержек) лишь при условии реализации продукции большего объема, чем критическая точка. 2. Точка, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (ТС) и кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль. 3. Точка пересечения кривой постоянных издержек (FC) и кривой маржинального дохода показывает тот объем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянных затрат. 4. С повышением цен на производимую продукцию минимальный объем производства, который соответствует критической точке, уменьшается, а при снижении цены – возрастает. 5. С увеличением постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. 6. Сохранение безубыточного объема производства при росте переменных расходов возможно при прочих равных условиях за счет увеличения минимального объема производства. 13Анализ безубыточности Точка безубыточности (встречается обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break - even - point»), т.е. точка перелома) образуется в месте пересечения линии выручки и линии валовых (совокупных) издержек. В точке критического объема производства нет прибыли и нет убытка. Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек. Проекция критической точки на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт., м, кг). Проекция критической точки на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.
14 3.1 Заданная операционная прибыль СVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Пример. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 euro, постоянные рас ходы составляют euro, средние переменные расходы на единицу продукции – 300 euro. Предположим, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере euro. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений. В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать объём производства для достижения желаемой прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат: Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль. Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении = euro 14Анализ безубыточности
15 5.1 Анализ чувствительности Проведя CVP-анализ и получив ответы на поставленные вопросы, мы не всегда ими довольны. Сразу же хочется поставить следующий вопрос: «А что, если...». Поиск дальнейших решений в этом случае называется анализом чувствительности. Известны несколько приемов анализа чувствительности CVP-анализа: - определение запаса прочности; - определение коэффициента маржинального дохода; - определение операционного рычага. Повышение эффективности производства, т. е. повышение рентабельности, возможно, если: - повысить цену единицы продукции; - снизить переменные затраты на единицу; - снизить сумму постоянных затрат; - увеличить объем производства. 15Анализ безубыточности ФакторВлияние на выручку Влияние на затраты Новая величина прибыли Увеличение прибыли Увеличение цены Снижение переменных затрат на единицу Снижение суммы постоянных затрат Увеличение объема производства Рассмотрим на примере, как увеличится прибыль предприятии при изменении каждого из этих факторов на 10 %. Предлагаются следующие исходные данные: - цена продажи единицы продукции - 8,50 euro; - переменные затраты на единицу продукции - 6 euro; - постоянные затраты 400 euro ; - объем производства единиц; - текущая прибыль euro ((8,50 - 6) * ). Результаты расчетов сведены в таблице.
16 5.2 Анализ чувствительности Все расчеты выполнены с учетом того, что все перечисленные факторы независимы. В реальных условиях это не так. Как правило, увеличение цены ведет к снижению объема продаж. Это говорит о том, что в действительности расчеты намного сложнее. Для определения влияния на прибыль объема продаж используется показатель порог безопасности, который равен сумме запланированной выручки и выручки, превышающей точку безубыточности. В единицах товара порог безопасности равен разнице проданного количества товара и товара в точке безубыточности. Порог безопасности отвечает на вопрос: «что будет, если.,.». Если планируемая выручка находится выше точки безубыточности и начинает падать, насколько низко она может упасть перед тем, как будет достигнута точка безубыточности? Такое падение может иметь место из-за того, что продукт конкурентов оказался лучше, из-за того, что маркетинговые программы плохо выполняются, и др. Зная запас прочности, достаточно легко можно определить сумму операционной прибыли: Операционная прибыль = Запас прочности * Коэффициент маржинального дохода Коэффициент запаса прочности = Запас прочности / сумма выручки Коэффициент запаса прочности называют уровнем рентабельной работы предприятия. Меру использования постоянных затрат в структуре затрат предприятия называют операционным рычагом. Операционный рычаг это соотношение постоянных и переменных затрат, которое обеспечивает больший процент роста прибыли, нежели соответствующий процент роста объема продаж. Количественным показателем операционного рычага является фактор операционного рычага. Коэффициент маржинального дохода, запас прочности и операционный рычаг являются важными индикаторами реагирования прибыли на изменение объема продаж. Но есть еще актуальные вопросы, такие как изменение прибыли в случае изменения затрат, цены и объема. Комбинированное влияние изменения цены, затрат и объема продаж на прибыль можно определить путем сравнительного анализа отчетов о финансовых результатах, либо путем дифференциального анализа, либо путем маржинального анализа. 16Анализ безубыточности
17 6.1 Маржинальная и валовая прибыль Следует отличать валовую прибыль от маржинальной прибыли. Валовая прибыль = выручка - себестоимость проданных товаров Mаржинальная прибыль = выручка - все переменные затраты В торговле себестоимость продаж формируется на основе стоимости закуп ленных товаров. Себестоимость продаж в производственном секторе экономики формируется на основе производственной себестоимости продукции (включая постоянные производственные затраты). Предприятия торговли Обычно разница в суммах маржинальной и валовой прибылей связана с тем, что в себестоимость продаж не включается часть переменных коммерческих расходов (например, комиссионные менеджеров по продажам, рассчитываемые в про центах от выручки). При расчете маржинальной прибыли из выручки вычитаются все переменные затраты, а при расчете валовой прибыли из выручки вычитается только себестоимость продаж. 17Анализ безубыточности
18 6.2 Маржинальная и валовая прибыль Данный условный пример показывает возникающую разницу (тыс. euro): 18Анализ безубыточности Управленческий отчет о прибылях и убытках по методу «директ-костинг». Исчисляется маржинальная прибыль Отчет о прибылях и убытках в финансовой отчетности. Исчисляется валовая прибыль Выручка200Выручка200 Переменные затраты в себестоимости продаж 120Себестоимость продаж120 Переменные затраты на продажи 43Валовая прибыль80 Итого переменных затрат163Затраты на управление и продажи (43+19) 62 Маржинальная прибыль37Операционная прибыль18 Постоянные затраты на продажи 19 Операционная прибыль18 Управленческий отчего прибылях и убытках но между «директ-костинг». Исчисляется маржинальная прибыль Отчет о прибылях и убытках в финансовой отчетности. Исчисляется валовая прибыль Выручка1000Выручка1000 Переменные произволе г ценные затраты 250Себестоимость продаж ( ) 410 Переменные затраты на продажи и управление 270Валовая прибыль590 Итого переменных затрат520Непроизводственные затраты ( } 408 Маржинальная прибыль480Операционная прибыль182 Постоянные производственные затраты 160 Постоянные затраты на продажи и управление Промышленность На различие маржинальной и валовой прибылей может повлиять состав как постоянных, так и переменных производственных затрат. Данный условный пример показывает возникающую разницу ( тыс. euro):
19 6.3 Маржинальная и валовая прибыль При подсчете маржинальной прибыли постоянные производственные затраты не вычитаются из выручки, но вычитаются при расчете валовой прибыли. Себе стоимость продаж включает все производственные затраты. При подсчете маржинальной прибыли из выручки вычитаются переменные затраты на продажи и управление, а при расчете валовой прибыли - нет. Показателями как маржинальной, так и валовой прибыли могут быть абсолютные суммы, рассчитанные на весь объем продаж, на единицу продукции, и относительные величины, рассчитанные в процентах. Например, уровень валовой прибыли равен валовой прибыли, деленной на выручку, - 59% (590/1000) из примера выше. 19Анализ безубыточности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.