Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАфанасий Каракозов
1 Водители и граждане: роль социального капитала в предотвращении пробок и дорожных аварий Дарья Зубарева* Алексей Макарьин ** Леонид Полищук ** *Libera Università Internazionale degli Studi Sociali **Лаборатория прикладного анализа институтов и социального капитала (ПрИиСК) НИУ ВШЭ
2 Проблемы дорожного движения и состояние общества Предотвращение пробок и аварий на дорогах не является сугубо технической проблемой – оно во многом зависит от преобладающих в обществе ценностей, взглядов и социальных практик Дороги являются общественным благом и ресурсом открытого доступа, и их состояние и использование зависят от координации действий водителей и граждан
3 Экономическое значение социального капитала Социальный капитал, понимаемый как способность к коллективным действиям в общих интересах, является важным фактором экономического развития, качества институтов, инфраструктуры и общественных услуг «Триада социального капитала» включает доверие, культурные нормы и социальные сети, которые обеспечивают координацию действий в экономике, политике и обществе
4 Каналы воздействия социального капитала Горизонтальный канал: самоорганизация и учет общественных интересов без участия государства Вертикальный канал: политическое участие для повышения подотчетности и эффективности государства
5 Социальный капитал и положение дел на дорогах Безопасность и беспрепятственность дорожного движения – совокупный результат предложения транспортной инфраструктуры (ответственность органов власти) и ее использования (ответственность общества) В первом случае значим социальный капитал водителей (предотвращение «трагедии общины» – соблюдение правил дорожного движения, взаимное уважение и помощь), во втором – социальный капитал граждан («гражданская культура»)
6 Социальный капитал имеет значение... какой, как и почему? Различные составляющие социального капитала имеют неодинаковую ценность с точки зрения тех или иных экономических показателей. Попытки измерения отдачи на социальный капитал в целом нередко оказываются неудачными. Оценка влияния различных видов социального капитала на два основных показателя качества дорожного движения с выделением вертикального и горизонтального каналов дает более информативную и точную картину
7 Гипотезы 1. Взаимное уважение, доверие и способность к сотрудничеству и координации снижают риски аварий и способствуют сокращению пробок (горизонтальный канал) 2. Политическая активность граждан, а также честность и сознательность чиновников и политиков предотвращают пробки (за счет улучшения городского и дорожного планирования и содержания дорог) и снижают аварии (за счет более эффективного регулирования и контроля дорожного движения) (вертикальный канал)
8 Эмпирические свидетельства Высокий травматизм на дорогах Мексики связан с преобладанием узких клановых связей (Inclan, Hijar, Tovar, 2005) Аварийность на дорогах в развивающихся странах положительно коррелирована с уровнем коррупции (Anbarci, Escaleras, Register, 2006) Доверие и членство в ассоциациях снижают смертность на дорогах стран мира (Helliwell, 2007) В более «честных» штатах США и Канады аварийность на дорогах ниже (Nagler, 2011; Helliwell, 2011)
9 Цель исследования На данных России и США провести детальный сравнительный анализ влияния различных компонетов социального капитала на аварийность и заторы на дорогах двух стран
10 Российские данные Опрос автомобилистов в 20 городах (2009) Официальная статистика ГИБДД Рыночная стоимость автостраховки КАСКО Индикаторы аварийности: Личные наблюдения респондентов Данные о ДТП на 10,000 транспортных средств и жертвах на 100,000 жителей Стоимость добровольного автострахования Индикатор пробок: Отношение времени на путь от работы до дома с пробками и без
11 Социальный капитал водителей (Не)кооперативное поведение Нарушение правил проезда перекрестка Нарушение правил парковки Объезд пробки по обочине Въезд на перекресток, на котором образовался затор Оставление места происшествия Взаимное уважение и помощь Пропуск перестраивающегося автомобиля Пропуск пешехода Помощь в случае помех движению
12 Социальный капитал граждан Участие в выборах Членство в автомобильных ассоциациях Участие в акциях протеста Готовности обращаться в суд в случае нарушения прав сотрудниками ГИБДД или дорожных служб
13 Основные препятствия быстрому и безопасному движению
14 Причины нарушения правил
15 Поведение на дороге в разных городах
16 Некооперативное поведение и аварии Таблица 4 из отчета
17 КАСКО и социальный капитал Контроль на доходы и число машин на душу населения
18 Предотвращение аварий: горизонтальный канал Показатели взаимного уважения и взаимопомощи, а также социального капитала граждан, статистически незначимы для предотвращения аварий. Социальный капитал влияет на аварийность на дорогах главным образом по горизонтальному каналу, и основную роль в этом играет сознательность водителей и учет ими общественных интересов
19 Социальный капитал и пробки Таблица 6 из отчета Она в ужасном состоянии, а исходника у меня нет. Я связался с Дашей, будем ждать от нее ответа!
20 «Нейтральность» российских пробок к социальному капиталу Нечувствительность пробок к поведению на дорогах свидетельствует о том, что их первопричина – недостатки развития и содержания транспортной системы Лучшие мировые практики борьбы с пробками предполагают улучшение городского и дорожного планирования, управления транспортными потоками, общественного транспорта и пр. Можно было бы, таким образом, ожидать значимости для преодоления пробок социального капитала граждан Отсутствие признаков такой связи в российских данных свидетельствует об общем дефиците политической подотчетности в российских городах
21 Потенциал вертикального канала
22 Дорожная статистика США Информация о пробках – Texas Transportation Institute (101 городская агломерация с 1982 по 2009 гг. ) Roadway Congestion Index Travel Time Index Commuter Stress Index Информация об авариях – US Department of Transportation Road Fatality Index Pedestrian Danger Index
23 Социальный капитал американских городов Источник информации – Civic Life in America Горизонтальный канал Волонтерство Членство в социальных группах Участие в экологическом движении Повседневные контакты с родственниками и окружающими Вертикальный канал Участие в выборах Членство в политически ориентированных группах
24 Социальный капитал и безопасность на дорогах США
25 Социальный капитал и дорожные пробки в США
26 Голосуй или... стой в пробках
27 Проверка робастности
28 Несообщающиеся каналы
29 Выводы I Анализ дорожного движения позволяет выявить и оценить две функции социального капитала: 1) горизонтальная координация и предотвращение «трагедии общины» в использовании ресурсов коллективного доступа, и 2) повышение подотчетности и эффективности государства в предоставлении инфраструктуры и прочих общественных благ
30 Выводы II Социальный капитал водителей является важным фактором сокращения аварийности; социальный капитал граждан не оказывает на аварийность значимого воздействия Наоборот, социальный капитал водителей незначим для предотвращения дорожных заторов; ключевая роль в данном случае принадлежит социальному капиталу граждан, отдача на который может быть получена при условии демократической подотчетности органов власти
31 Почему Россия не Америка В России не обнаружено влияния на пробки и аварийность социального капитала, распространяющегося по вертикальному каналу Гражданская активность населения российских городов недостаточна для влияния на положение дел на дорогах Данные США подтверждают наличие и потенциал вертикального канала, и свидетельствуют о том, что гражданская активность способна улучшить дорожную ситуацию
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.