Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Шмыгин
1 О новых возможностях и вызовах в сфере денежно-кредитного регулирования О новых возможностях и вызовах в сфере денежно-кредитного регулирования ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: (499) , факс: (499) , Заседание Совета по денежно-кредитной политике при Ассоциации региональных банков, апрель 2013 Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы Ирина Сухарева, эксперт Артем Дешко, эксперт
2 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 2 Проблемные узлы, сформировавшиеся в сфере денежно- кредитного регулирования 1.«размывание» сферы ответственности ЦБ 2.неразвитые механизмы управления денежным предложением и процентными ставками 3.отсутствие инструментов управления кривой ставок, стимулирования долгосрочного кредитования экономики 4.тупик «карательного» регулирования банковского бизнеса
3 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 3 Узел первый: «размывание» сферы ответственности ЦБ Отказ от управления обменным курсом Полная ответственность ЦБ за обеспечение ценовой стабильности едва ли будет реализована в будущем вследствие исключительно высокой значимости факторов, находящихся вне контроля российских монетарных властей (в т.ч. динамики обменного курса) В случае резкого снижения экспортных цен курс рубля снижается, что ведёт к удорожанию импорта и создаёт инфляционное давление. В этих условиях попытка выполнить целевой ориентир по инфляции, если она будет последовательной, приведет к двойному шоку для экономического роста – со стороны ухудшения условий для экспорта и со стороны ужесточения денежной политики Полная ответственность ЦБ за экономический рост также невозможна
4 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 4 Узел первый: способ решения формулирование и публичное объявление Банком России «правила денежно-кредитной политики», задающего связь процентной политики с инфляцией и экономическим ростом ежеквартальная публикация, включая отчет об исполнении, правила в «Докладе о денежно-кредитной политике», в т.ч: подробных обоснований в случае пересмотра коэффициентов правила – не позже следующего квартала после пересмотра; объяснений масштабных отклонений инфляции (в размере +/-1 проц. п. от целевого диапазона) – один раз по итогам года; вероятностного (диапазонного) прогноза ключевой регулируемой Банком России ставки на предстоящий год в увязке с возможными диапазонами инфляции и экономического роста. Отказ от управления обменным курсом создание экспертной группы, состав которой утверждается Президентом России, для мониторинга исполнения правила денежно- кредитной политики (по аналогии с подготовкой Norges Bank Watch) Ежеквартальные заседания с обязательным присутствием представителей руководства ЦБ и публикацией отчета по итогам заседания на сайте ЦБ.
5 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 5 Узел второй: неразвитые механизмы управления денежным предложением и процентными ставками В банковской системе сформировался устойчивый (структурный) дефицит ликвидности, который повышает риски передачи нестабильности от одних банков к другим Для его устранения необходимо повышение разнообразия механизмов денежной эмиссии ЦБ Механизм влияния процентной политики Банка России на ставки по кредитам банков конечным заёмщикам в настоящее время практически не работает Из него «выпадает» ключевое передающее звено – емкий рынок межбанковского кредита, особенно средне- и долгосрочного
6 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 6 Узел второй: способ решения дополнение канала эмиссии, связанного с рефинансированием банков, операциями Банка России по покупке-продаже государственных ценных бумаг на вторичном рынке само намерение эмиссионного банка начать двусторонние операции на данном рынке должно повысить доверие к ликвидности рынка и увеличить его «глубину» частичные гарантии Банка России по операциям банков-маркетмейкеров на рынке МБК после того, как рынок средне- и долгосрочных МБК достигнет определённого уровня ликвидности, и на нем исчезнут сегментирующие его барьеры, поддержка маркетмейкеров может быть свернута
7 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 7 Узел третий: отсутствие инструментов управления кривой ставок, стимулирования долгосрочного кредитования экономики Экономической политике, стимулирующей сдвиг от существующих недостаточно эффективных производств к создаваемым новым, и более эффективным, должна соответствовать денежно- кредитная политика, обеспечивающая сдвиг структуры кривой процентных ставок. Целесообразно их существенное снижение по долгосрочным инструментам, определяющим доступность ресурсов для инвестиций в основной капитал, и поддержание на «бодрящем» уровне по краткосрочным инструментам, определяющим доступность ресурсов для потребления и формирования оборотных средств
8 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 8 Узел третий: способ решения запуск Банком России нового инструмента рефинансирования российских банков – долгосрочных (свыше 1 года) операций типа рублёвый «процентный своп» Цель - стимулирование быстрого внедрения на российском рынке долгосрочного банковского кредитования предприятий по плавающим процентным ставкам формирование бенчмарка доходности долгосрочных заимствований первоклассных корпоративных заёмщиков, и переход Банка России к воздействию на данный индикатор
9 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 9 Узел третий: способ решения 12% 10% 9% Кредит по ставке бенчмарка + процент за риск Вторичный облигационный рынок: средняя ставка доходности (бенчмарк) покупка/продажа паев Выплаты по плавающей ставке Кредит с плавающей ставкой БАНКПредприятиеЦБ Платежи по свопу с плавающей ставкой Платежи по свопу с фиксированной ставкой СВ ОП Индексный фонд облигаций ведущих компаний Предприятие ЦБ Инвесторы БАНК
10 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 10 Узел четвертый: тупик «карательного» регулирования банковского бизнеса Один из ключевых источников неустойчивости банков- масштабное кредитование бизнеса собственников и связанных с ними лиц. Для многих банков эти операции в российских условиях стали основой в модели бизнеса, разрушить которую они никому не дадут. Банки давно научились обходить установленное Банком России ограничение на кредитование группы связанных друг с другом лиц в 25% собственного капитала Вытеснение «кэптивной» модели банковского бизнеса вряд ли может быть достигнуто только за счёт ограничивающих нормативно-регулятивных мер, на которую в последние годы делает ставку ЦБ
11 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 11 Узел третий: способ решения повысить порог кредитования связанных сторон с 25% до реалистичного, с точки зрения существующих бизнес-моделей банков уровня, например в 50% в течение 3-5 лет перевести весь объем кредитов связанным лицам, превышающий норматив, в создаваемый для этого закрытый ПИФ, при этом вся информация о таких кредитах должна стать доступной ЦБ. В свою очередь регулятор не применяет никаких санкций к банкам, решившимся «открыться» поощрение тех, кто поддерживает низкий уровень кредитов связанным сторонам. Это может быть уменьшение взносов в систему страхования вкладов, повышение лимитов на определенные виды рефинансирования в Банке России, снижение уровня требований по нормативу достаточности капитала, рекомендации госкомпаниям обслуживаться в таких банках после формирования ПИФов - усиление проверок на наличие кредитов одному заемщику или одной группе связанных заёмщиков с использованием возможностей, предоставляемых портфелем законов о консолидированном надзоре
12 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) 12 Узел четвертый: способ решения кредиты паи фонда Система стимулов мотивированное суждение Первый шаг Второй шаг ЦБ Норматив Н6: 50-75% Реалии: Кредитование собственников – 140% от капитала НормативН6: 25% Фонд: кредиты связанным заемщикам, превышающие новый норматив ЦБ Инвесторы БА НК
13 Спасибо за внимание! ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Спасибо за внимание! ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.