Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.171.spb.edu.ru
1 «Образ языка» XXI века и проблемы формирования языковой личности школьника Мишатина Н.Л., РГПУ им. А.И.Герцена
2 2 «ОБРАЗЫ ЯЗЫКА» XX - XXI ВЕКА «язык в самом себе и для себя» (Ф.де Соссюр) язык - «дом бытия» (М. Хайдеггер) язык - «дом бытия духа» и «пространство мысли» (Ю.С. Степанов); «за каждым текстом скрывается языковая система» (Ф.де Соссюр) «за каждым текстом стоит языковая личность» (Ю.Н. Караулов)
3 3 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения
4 4 ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ Что (какие культурные ценности) конкретно берем из культуры? Как передаем культурные знания? Кому передаем? С какой целью передаем?
5 5 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА: теория и практика обучения оптимальным средствам введения современного школьника как языковой личности, как носителя индивидуальной картины мира, в культуру сквозь призму родного языка.
6 6 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ: лингво/культурный концепт ценностно-языковая картина мира языковая личность
7 7 ТЕНДЕНЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ: изменение возрастных параметров речевого развития школьников в сторону понижения; нарастание «семантического опустошения» и стереотипизации языкового сознания; ослабление литературоцентричности сознания
8 «ЗДАНИЕ СМЫСЛА» (выражение Л.С. Выготского) ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНЦЕПТА «ЯБЛОКО»:
9 9 Научная и политическая публицистика: яблоко Ньютона, партия «Яблоко» и т.д. Русская классика: антоновские яблоки (И.Бунин), молодое, наливное, золотое (А.Пушкин) Библия и народная религия: райское яблоко, запретный плод, яблочный Спас… Греческая мифология и фольклор: яблоко раздора, молодильные яблоки, яблоко от яблони недалеко падает… Значение слова (плод яблони): круглое, сладкое, аппетитное, красное…
10 СТРУКТУРА КОНЦЕПТА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ»):
11 11 1. Понятийная основа концепта: жизнь – 1) существование, 2) биологическая деятельность, 3) время, 4) целостность, 5) реальность, 6) живой организм. 2. Образная составляющая концепта: (складывается из когнитивных метафор, отражающих национальный образ мышления): ЖИЗНЬ – это ПУТЬ, АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ДАР, ТЕКСТ, НЕЧТО ХРУПКОЕ. 3. Значимостная составляющая концепта: этимология, описание парадигматических (синонимы: бытие, существование; антонимы: смерть), синтагматических (сочетаемостные свойства слова), словообразовательных, ассоциативных связей слова-имени концепта. 4. Ценностная составляющая концепта: ЖИЗНЬ в сознании носителей русского языка представляется как нечто положительное: жизнь прекрасна, хороша – частотные реакции).
12 12 БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «Культура – это совокупность концептов и отношений между ними» (Ю.С. Степанов) «Национальный язык в потенции – как бы «заместитель» русской культуры» (Д.С. Лихачев) «Русский язык – это язык выражения чувства, мысли и воли русского человека» (В.В. Колесов)
13 13 ЧЕЛОВЕК в диалоге «мы-другие» МЫСЛЯЩИЙ (РАЗУМ): дух, истина/правда/ справедливость, добро/благо, красота ЧУВСТВУЮЩИЙ (ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, СТРАСТИ): душа, страх, стыд, гнев, тоска/грусть, радость, счастье и др. ДЕЙСТВУЮЩИЙ (ВОЛЯ/ХОЧУ!): личность, судьба, воля, совесть, честь, свобода, родина, толерантность и др.
14 14 УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА (В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ): создание словарного портрета слова (слово на уровне Словаря – лингвистического и энциклопедического); создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста); создание словесного портрета концепта (слово на уровне Текста и в диалоге культур).
15 15 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: основное средство обучения; это «задача на смысл» (А.Н. Леонтьев); это «задача на жизнь» (Д.А. Леонтьев) ПРИМЕР ЛКЗ: извратить, заблуждаться, исказить, клеветать, ошибаться, лицемерить, оболгать, подтасовать, провраться, фальсифицировать.
16 16 РАДИ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАЕТСЯ: сформировать основания для культурной и социальной самоидентификации выпускника школы: «кто я, чей, что люблю, чем дорожу, с кем и куда иду»; дать своему выпускнику устойчивую систему мировоззренческих ориентиров, способность духовной защиты и креативного действия по отношению к наличному социуму; воспитание толерантной языковой личности
17 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.