Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 13 лет назад пользователемnrodichev
1 Профессиональная ориентация в контексте постсовременности Опыт реализации компьютерно-опосредованных средств профессиональной ориентации (колледж МЭСИ) Москва, Родичев Н.Ф.
2 Пост… Пост (индустриализм) Профессиональная ориентация в контексте… Вхождение в постиндустриальное (синонимы: информационное, знаниевое) общество, воплощается, в первую очередь, «…в утрате промышленностью, организованной на основе стандартизации и массового производства, своей центральной роли…».
3 Пост… Пост (модернизм) Профессиональная ориентация в контексте… Какая образовательная парадигма сменяет какую? Один из способов найти ответ на данный вопрос – обнаружить различия между модерном и постмодерном, то есть различия между изменяющимися во времени структурно сходными явлениями в общественной жизни и культуре, находящими выражение в умонастроениях и мировоззрении современников. Возможно, найденные различия помогут определить, каким образом содержание образования можно привести в соответствие с цивилизационными изменениями, сделать шаг от «наукосообразного» содержания к культуросообразному.
4 Пост… Пост (индустриализм) Пост (модернизм) ……..что изменилось? Профессиональная ориентация в контексте… исторический и мировоззренческий «проект», которому свойственны: стремление к созданию универсальной картины мира, сводящей всё многообразие действительности к единым основаниям; убеждение в доступности человеческому разуму абсолютного знания об этих основаниях; стремление к полному воплощению этого знания в действительности; уверенность в поступательном, прогрессивном развитии человечества, в приоритете настоящего перед прошлым, а будущего перед настоящим
5 Пост… Пост (современность) Профессиональная ориентация в контексте… Постсовременная культура – культура западных (и ориентированных на Запад) обществ начала ХХI века. Образование утратило, с одной стороны, ценностно-смысловое обоснование, а с другой – свою «экзистенциальную» составляющую, перестав учитывать личностные потребности человека в самопознании, самоактуализации. Современное образование оказывается способным ориентироваться лишь на «социальный заказ», отказавшись от мировоззренческой и воспитательной функций.
6 Многообразие ресурсов профессиональной ориентации в различных видах образования - оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и другим категориям учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно- профессионального маршрута с использованием ресурсов профориентационно значимого партнёрства образовательных учреждений с профессионально- производственным и социокультурным территориальным окружением оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и другим категориям учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно- профессионального маршрута с использованием ресурсов профориентационно значимого партнёрства образовательных учреждений с профессионально- производственным и социокультурным территориальным окружением Условие реализации профессиональной ориентации - интеграция между «образованием длинною в жизнь (lifelong learning) и образованием шириною в жизнь (lifewide learning). Условие реализации профессиональной ориентации - интеграция между «образованием длинною в жизнь (lifelong learning) и образованием шириною в жизнь (lifewide learning).
7 Компетенция, компетентность в контексте проблемы профессионального самоопределения Компетенция, компетентность в контексте проблемы профессионального самоопределения Профессиональное самоопределение - процесс и результат формирования у подростка готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, обнаруживать внутренние и внешние проблемы, пользоваться ресурсами помощи и защиты в обнаружении и преодолении «пределов» (ограничителей свободы выбора). Выбор - проявление свободы воли в конкретном акте деятельности. Профессиональная ориентация – воздействующие отношения. Поддержка самоопределения – помогающие отношения
8 «0» (миф) Выбор не нужен «1»: только «да» (или только «нет») Выбор предопределён «2»: либо «да», либо «нет» Выбор предполагает альтернативу «3»: «да, нет, или…» Ограниченное («трехмерное») многообразие выбора : Неограниченное многообразие выбора (хаос, творчество) Пять вариантов «степеней свободы» выбора и многообразие «размерностей» самоопределения
9 Компетентностный подход и изменение роли старшей школы (в контексте проблемы поддержки профессионального самоопределения подростка)
10 Направления реализации компетентностного подхода в общем образовании в контексте проблемы поддержки профессионального самоопределения подростка
11 Компетентности в педагогической поддержке профессионального самоопределения подростков
12 Новые очертания проблемы Восстановление интереса к проблеме в регионах РФ, «конкуренция» ведомств (три министерства!), профориентация в проекте нового Стандарта «ПОСТ…»: постсовременность, постмодерн, постиндустриализм, постпрофессионализм («портфельная карьера») Вызовы «цифрового века», изменение способов взаимодействия подростков с «помощниками» и «защитниками», размывание границ школы Оживление интереса к проблеме в ближнем и дальнем зарубежье, в России (Госсовет 31 августа) Однако - отсутствие стратегической связи профориентации с профильным обучением. Профессиональная ориентация в контексте… «Второго века не бывает»: профориентация в контексте единой образовательно-кадровой политики, поддержки профессионального самоопределения
13 Новые очертания проблемы Оживление интереса к проблеме в ближнем и дальнем зарубежье, в России (Госсовет 31 августа, «дискуссия» по стандартам старшей школы) Однако - отсутствие стратегической связи профориентации с профильным обучением. Профессиональная ориентация в контексте… « Глава Карелии Андрей Нелидов: «если бы сразу была грамотная профессиональная ориентация, то деньги налогоплательщиков не тратились бы так неразумно».
14 Новые очертания проблемы Восстановление интереса к проблеме в регионах РФ Профессиональная ориентация в контексте… Появление «Комплексных программ развития профессионального образования» (Татарстан, Якутия и т.д)
15 Новые очертания проблемы «Конкуренция ведомств» Профессиональная ориентация в контексте… Несмотря на то, что в начале реализации профориентационного проекта «Росмолодежи» экспертами было документально зафиксировано, что «наиболее популярные и широко используемые профориентационные методики устарели; не проходят процедур регулярной реадаптации, не могут быть использованы с детьми моложе 16 лет, а их подбор практиками эклектичен», тем не менее, созданные в ходе реализации данного проекта инструменты также имеют недостатки, свойственные для приоритетного использования диагностико-рекомендательного подхода в профессиональной ориентации.
16 Новые очертания проблемы Профориентация в проекте нового Стандарта Профессиональная ориентация в контексте… Личностные результаты… Метапредметные результаты… Предметные результаты… Образовательные результаты, определяющие функциональную грамотность и общекультурную компетентность учащихся, являются общими для всех обучающихся (если при этом не учитывать уровневые различия). Содержание образовательных результатов, определяющих допрофессиональную и методологическую компетентность учащихся, может быть различным в силу различий в послешкольных образовательных планах и в характере творческих возможностей учащихся. Индивидуальным компонентом образовательных результатов является социальный опыт учащихся.
17 Новые очертания проблемы Профориентация в проекте нового Стандарта Профессиональная ориентация в контексте… Появление программы профессиональной ориентации в стандарте основной школы Невозможность реализации идей ФГОС старшей школы без внесения профориенационно значимых элементов в содержание образования как в основной, так и в старшей школе (независимо от степени коррекции стандарта после вмешательства Председателя Правительства)
18 18 Новые образовательные результаты могут быть достигнуты «образованием», но не «обучением» (по книге Ивана Иллича «Освобождение от школ») Обучение – инструмент, дающий человеку возможность накопить «фонд знаний», подобно тому, как бизнес позволяет ему аккумулировать капитальные фонды…. Образование – процесс свободного определения каждым учащимся своего собственного места в жизни и обучении, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни…. ОТ НАУКИ, СТРЕМЯЩЕЙСЯ ЗАДАТЬ ИНВАРИАНТЫ ОТ НАУКИ, СТРЕМЯЩЕЙСЯ ЗАДАТЬ ИНВАРИАНТЫ К РАЗНООБРАЗИЮ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ НАМ «ГОТОВИТ» ЖИЗНЬ К РАЗНООБРАЗИЮ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ НАМ «ГОТОВИТ» ЖИЗНЬ
19 Доисндустриальный и индустриальный взгляды: как на эмпирически сложившуюся совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учеником Доисндустриальный и индустриальный взгляды: как на эмпирически сложившуюся совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учеником Прогрессивный традиционный взгляд: как на совокупность педагогически адаптированных основ наук Прогрессивный традиционный взгляд: как на совокупность педагогически адаптированных основ наук Современный, «информационный» взгляд: Как на педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей его структурной полноте. Современный, «информационный» взгляд: Как на педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей его структурной полноте. «Три волны» и взгляды на содержание образования: (мотыга, конвейер, компьютер…)
20 20 Учебные материалы ТрадиционныеСовременные Планируемый результат Идеал: ученик – умеющий и знающий Идеальный ученик – «делатель» Принцип построения Принцип построения Ориентация (основной пользователь) Организует процессы учения и обучения Ориентирован на учителя Основной модуль – задача, проблема Основной модуль – раздел одноименной науки
21 «Раньше» и «теперь» 12 12
22 Две позиции педагога (в т.ч.профориентационный контекст) От наличия запроса – к его удовлетворению Систематизировать информацию о внешних и внутренних ресурсах, помочь найти «помощников» и «защитников», обеспечить диалог с ними («консультационная» позиция) От отсутствия запроса – к его появлению Создать потребность в упорядочивании информации о внешних и внутренних ресурсах, в поиске «помощников» и «защитников» («тьюторская позиция»)
23 Новые очертания проблемы «Второго века не бывает»: профориентация в контексте единой образовательно-кадровой политики, поддержки профессионального самоопределения Профессиональная ориентация в контексте… Под постпрофессионализмом понимается ситуация, когда для значительной части людей исчезает прежнее понимание профессии, а деньги, престиж, возможность следовать своим увлечениям и потребительским привычкам и т.д. становятся важнее, чем профессиональная самореализация; «ядро карьеры» размыто; биография сводится к мозаичному сочетанию больших и малых «проектов», вееру компетенций»
24 Новые очертания проблемы «Второго века не бывает»: профориентация в контексте единой образовательно-кадровой политики, поддержки профессионального самоопределения Профессиональная ориентация в контексте… А.Е.Волков, советник министра образования и науки России, считает, что «основная проблема в отечественном образовании - в отсутствии языка, на котором мир академический может разговаривать с миром производственным».
25 Новые очертания проблемы Профессиональная ориентация в контексте… «Второго века не бывает»: профориентация в контексте единой образовательно-кадровой политики, поддержки профессионального самоопределения. Баланс «воздействующих» и «помогающих» отношений
26 Техносфера оказывает влияние не только на образовательные технологии, но и на его сущность Аборигены цифровой техносферы скептически смотрят на «цифровых мигрантов» В очередной раз изменится наше представление о том, как должны выглядеть автоматизированные рабочие места учащихся и педагогов. Впервые в истории участники учебного процесса получат гаджеты и программные средства, чьи технические возможности не накладывают ограничений на возможные способы их использования Появятся предпосылки для перехода к новой модели школы с индивидуализированной асинхронной системой учебной работы
27 «Десятилетие E-learning закончилось, наступает десятилетие «Smart Education» (В.П.Тихомиров) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… E-learning – в узком смысле - процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет с использованием систем управления обучением. В более широком контексте употребление понятия E-learning предполагает создание новой философии образования, порожденной новыми технологиями коммуникации, когда технологическая инновация перерастает в педагогическую, деформируя цели и ценности образования в целом. Smart Education - ? ….любые образовательные материалы и сервисы могут быть использованы каждым участником учебного процесса там, где они нужны, и тогда, когда они требуются…. ….изменение характера образовательных практик, способов взаимодействия учащегося и педагога
28 Новые очертания проблемы Вызовы «цифрового века», изменение способов взаимодействия подростков с «помощниками» и «защитниками», размывание границ школы Профессиональная ориентация в контексте…
29 Новые очертания проблемы Вызовы «цифрового века», изменение способов взаимодействия подростков с «помощниками» и «защитниками», размывание границ школы Профессиональная ориентация в контексте…
30 Политика развития Кореи в области Smart- технологий Издание основного закона «О развитии информатизации» ( ) Создание крупномасштабных информационных сетей и формирование глобальной государственной базы знаний для дальнейшего развития ( ) Создание E-Learning индустрии Повсеместное внедрение интернета и информатизация всей страны ( ) Создание самого развитого в мире u- общества на основе u-инфраструктуры самого высокого уровня ( ) Строительство инновационного государства, ориентированного на человека, который пользуется различными «умными» устройствами ( ) Кибер Корея 21 е-Корея u-Корея Смарт-Корея Первая программа продвижения информатизации
31 From e-Learning to Smart Education e-Money e-Government e-Life e-Korea e-World e-Learning Smart Education Smart World Smart Korea Smart Home Smart Money Smart Car From e-Learning to Smart Education PastPresent e-learning Week 2010: Conference
32 Влияние Smart-технологий на увеличение объемов знаний Южная Корея: 2 млрд. интернет пользователей 300 млн. сайтов Пропускная способность интернета 1Гбит/сек Удвоение знаний каждые 11 дней!
35 Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования, недоверие к нему как со стороны населения, так и со стороны работодателей Несоответствие профессионально- квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда Массовое «отложенное взросление» (либо подростки взрослеют не так, как того ожидают их родители и педагоги). «Пять переходов к взрослости» (доклад WB) Неблагоприятные сценарии развития демографической и миграционной ситуации Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты)
36 Ресурс экономического развития создается в системе образования Неблагоприятные сценарии развития миграционной ситуации Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России и трудовыми мигрантами, снижение уровня жизни коренного населения за счет увеличения количества низкооплачиваемых рабочих мест, нежелание значительной части работодателей вкладывать ресурсы в подготовку и переподготовку кадров, а следовательно - их стремление идти по пути удешевления рабочей силы
37 Ресурс экономического развития создается в системе образования Неблагоприятные сценарии развития демографической ситуации Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Обеспеченность экономики трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной, при этом уже через десять-двадцать лет в России один работоспособный человек должен будет содержать двух неработоспособных: ребенка и пожилого человека
38 Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования, недоверие к нему как со стороны населения, так и со стороны работодателей Год от года нарастает несоответствие профессионально- квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда, одновременно на нём увеличивается доля малопривлекательных для молодёжи вакантных рабочих мест с заведомо низкой оплатой; Активное участие ассоциаций работодателей в разработке программ подготовки кадров не является нормой Развивается сектор доучивания и корпоративное обучение «Большие предприятия» (на которые, как правило, может оказывать влияние региональная власть), как правило, не создают новых рабочих мест. Зато они создаются в малом и среднем бизнесе, который создает свой «сектор доучивания» и в ближайшей временной перспективе не так сильно заинтересован в обновлении средств профориентации в общеобразовательных школах. Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции…
39 Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Не только в выпускниках начального и среднего профессионального образования будут в ближайшие годы остро нуждаться отечественные работодатели. По ряду специальностей, приобретаемых в вузах, также прогнозируется недостаток выпускников. Среди групп таких специальностей были названы, к примеру, «Сфера обслуживания», «Информационная безопасность», «Геодезия и землеустройство», «Оружие и системы вооружения», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» и т.д. (из материалов заседания Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации)
40 Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Предприятиям нужны квалифицированные рабочие и другие исполнители. Дефицит 60%!!! При этом нет дефицита офисных исполнителей (т.н. «офисного планктона» - около 3%) Но есть дефицит инженеров (до 20%) и даже квалифицированных экономистов и юристов (до 11%)
41 Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Высшее образование: компенсирует для 75% граждан недостаток общего образования (школа в России короче на 2 года; обеспечивает социальный статус; гарантирует для работодателей способность работника обучаться и коммуницировать (даже работать в коллективе)
42 Структура потоков поступающих, 2009 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 класс ы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,29 0,24 0,08 0,21 0,76 0,03 0,140,490,420,171,370,64 0,63 0,02 0,023 0,22 1,29 0,95 0,54 0, ,07 0,04 0,34 0,01
43 ВШЭ-ФОМ: Важно ли в наше время иметь высшее образование?
44 Готовность пойти на серьезные материальные траты ради того, чтобы дети получили высшее образование Опрос семей, 7-9 тыс. человек
45 Платное или бесплатное обучение? Максимальная сумма, которую семьи готовы платить за обучение ребенка в вузе в среднем равна средней стоимости платного обучения в вузе
46 Колледж или все-таки вуз? Сильная социальная установка
47 Кто стоит у истоков роста ажиотажного спроса на ВО? Выпускники и родители Предпочтение высшего образования – 88% (ФОМ, ) Работодатели (Левада, ) Предпочтение ВО на любых должностях. Диплом требуется – % случаев, желателен (составляет преимущество) – в75- 90% Это так даже при найме разнорабочего (25%) Ни одна политическая сила в России не сможет взять на себя ответственность за сокращение приема на программы высшего образования
48 Соревнование ожиданий: заработная плата выпускников На какую заработную плату сейчас может рассчитывать выпускник Вашего учебного заведения без дополнительной подготовки?
49 Собираются ли студенты вузов работать по специальности?
50 Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Накопление неграждан в составе «рабочего класса» – к 2020 году может составить млн. постоянных и до 5 млн. временных работников, т.е. 20% рынка труда Низкая культура исполнительской работы Россия не имеет перспектив восстановить конкурентоспособность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве
51 Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Нарастание социальной неудовлетворенности молодого поколения Рабочие места «офисного планктона» практически закончились, места «менеджеров торгового зала» заканчиваются Новые лишние люди – включенность в социальные сети, быстрая мобилизация
52 Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… ПОГОНЯ ЗА ОБРАЗОМ СЧАСТЬЯ: менеджер или чиновник До 70% студентов по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция» не владеют по окончании вузов даже первичными профессиональными компетенциями
53 Ресурс экономического развития создается в системе образования Массовое «отложенное взросление» (либо подростки взрослеют не так, как того ожидают их родители и педагоги). Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Большинство современных выпускников обычной школы обнаруживают тотальную неготовность к осуществлению перехода во взрослую жизнь, дети все позже и позже принимают решение – кем хотят быть, «шагом от общего образования к специализации» скоро станет переход от бакалавриата к магистратуре или непосредственный выход на рынок труда, в «сектор доучивания» (переход к Болонской системе отчасти выполняет функцию приведения реального положения дел в соответствие с юридической нормой
54 «Пять переходов к взрослости» (доклад WB) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… 1.Переход от обучения к учению в течение всей жизни в других – не школьных – условиях, умение сделать шаг от внешне навязанного и организованного обучения к самостоятельному построению образовательных траекторий 2.Переход в мир труда, работы (большинство людей к 24 годам либо начинают трудовую деятельность, либо становятся безработными). 3.Переход к созданию семьи или к семейности. 4.Переход - от частной жизни к жизни общественной и гражданской (принятие позиции активного гражданина, индифферентного обывателя, политического экстремиста и т.д.). 5.Переход от беззаботности к заботе о здоровье, от «траты» здоровья к его сохранению.
55 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Несколько десятилетий назад относительно широко обсуждались цели образования, технологии, образовательная среда, а в 2000-х годах обсуждение сосредоточилось на анализе дефицитов в отношении результатов образования (OECD: PISA; РФ: ЕГЭ) В руках исследователей и «лиц, принимающих решения», оказывающих влияние на образовательную политику, появились инструменты сравнения, им стали доступны общемировые базы данных, появились экономические поводы для такого сравнения
56 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Россия участвует в этом исследовании с 2000 года, то есть пройден полный девятилетний цикл, и последние его участники – дети, которые пришли в школу уже под разговоры о компетентностном подходе, о модернизации, обновлении программ и учебников. Но график наших результатов за истекшие годы – вогнутая вниз кривая. В 2009 году мы почти приблизились к результату 2000 года, между ними – глубокая яма.
57 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… В России, как нигде, тесная связь между хорошим результатом ребенка и уровнем благосостояния родителей. Чем больше – тем лучше. В странах-лидерах PISA значимый показатель – школа: маленькая, оснащенная, с учителями высокого уровня. У нас – семья. Зачем тогда школа?
58 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Те страны, которые по первым же опытам участия в PISA радикально отказались от предметной системы, сейчас выдвигают лозунг «Назад, к фундаментальным основам образования». Но с другой – PISA же и показывает, что высоких достижений нет в тех странах, где нет хорошей крепкой «середины».
59 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Значительно улучшились результаты Республики Кореи – подросли на 30 баллов результаты наиболее подготовленной группы детей (создано много школ для одаренных). Германия провела значительные реформы по итогам предыдущих исследований PISA, и ей удалось сократить серьезный разрыв между хорошо и слабо подготовленными детьми – раньше он составлял 40 баллов..
60 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Польша, которая с 2000 года (тогда она была там же, где и мы) работала на усиление компетентностного подхода, значительно подняла средний уровень подготовки детей. Место в рейтинге – 11-е. Чили удалось по всем позициям поднять результаты: для каждой группы улучшение на 50 баллов
61 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Особенность Финляндии: все школы небольшие, все выше среднего уровня, на диаграмме однородное облако из небольших кружочков: нет школ для элиты, нет коррекционных и специальных – все примерно одинаковые, все хорошие. В Финляндии полностью отсутствует зависимость результатов детей от социально- экономического положения семьи. В Финляндии нет итогового национального тестирования. В Финляндии существует практика «открытого экзамена». «Священные коровы» - дошкольное образование и начальная школа (квалификация, зарплаты). Проекты «домашняя книга» для школьников, «экспозиция в библиотеке для студентов».
62 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… В России очень мало учителей-мужчин – как нигде. Их отсутствие сказывается прежде всего на качестве преподавания естественно- математических дисциплин – особенно по части образования мальчиков. Если средний балл девушек у нас 482, то юношей – 437. Мало в каких странах различия столь серьезны, только в арабских странах (40 баллов в PISA – это «стоимость» года обучения в школе). В Финляндии 50% учителей составляют мужчины, в странах Тихоокеанского региона еще больше.
63 Ресурс экономического развития создается в системе образования Главные факторы эффективности образования (по PISA) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Автономность и открытость (у стран- лидеров). Учитель свободно, сам разрабатывает свою рабочую программу и публично представляет ее. Ученик реализует свои планы в индивидуальных проектах и тоже их представляет. Лидер в чтении Республика Корея достигла высот за счет многообразия учебных программ, в том числе специальных (несмотря на то, что учебные классы до человек).
64 Ресурс экономического развития создается в системе образования Первая группа дефицитов. Работа с текстом и школьный учебник Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Причина – не сформированы различные типы чтения. Гипотеза состоит в том, что российские учебные материалы, учителя предлагают ученику только учебные, реже – научные, но обязательно специально подготовленные тексты. Работа с такими «отжатыми» текстами приводит к строго определенным результатам.
65 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вторая группа дефицитов. Учебная несамостоятельность школьника и школьный учебник Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Традиционный учебник: Учебный материал - «академичен»; задачи, имеющие лишь один способ решения и несвязанные с «жизнью», снабжены «особо точными» инструкциями по их решению (работа по образцам).Инновационный учебник: Учебный материал – жизненные проблемы (задачи), представленные в форме «зашумленных» текстов, предполагающие несколько «правильных» ответов и способов решения.
66 Ресурс экономического развития создается в системе образования Третья группа дефицитов. Фундаментальность, академичность и «учеба для жизни» Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Наши школьники испытывают затруднения при решении задач, которые требуют: соотнести форму ответа с адресатом; использовать личный опыт; реконструкции замысла автора. Наши школьники (учителя) не готовы обсуждать социальные, личностно значимые проблемы, используя предметные знания и умения.
67 Ресурс экономического развития создается в системе образования Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) Обновление технологий профессиональной ориентации должно учитывать тенденции… Усугубление переноса идей компетентностного подхода на цели и результаты общего образования, а, следовательно и на его содержание. Задача, которая ставится перед проектировщиками содержания образования – как использовать обучение (понимаемое как инструмент, дающий человеку возможность через «науку, задающую инварианты», накопить её «фонд знаний», подобно тому, как бизнес позволяет ему аккумулировать капитальные фонды) для целей образования (определения каждым учащимся своего собственного места в жизни и, в том числе - в обучении, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни).
68 Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение и ЕГЭ Юрий Петрович Зинченко, декан факультета психологии МГУ «ЕГЭ губит на корню то, что вкладывается в понятие профориентации. 70 человек в 2009 году пересеклись на факультете почвоведения и психфаке. Кем в действительности хотят стать эти ребята, к чему тяготеют, кем себя видят? Ничем, кроме предметов, которые принимаются по ЕГЭ, наши факультеты не схожи» «ЕГЭ губит на корню то, что вкладывается в понятие профориентации. 70 человек в 2009 году пересеклись на факультете почвоведения и психфаке. Кем в действительности хотят стать эти ребята, к чему тяготеют, кем себя видят? Ничем, кроме предметов, которые принимаются по ЕГЭ, наши факультеты не схожи»
69 Преодоление проблем управления системой образования Преодоление проблем работодателей Преодоление проблем учреждений общего и профессионального образования Преодоление проблем специалистов учреждений общего и профессионального образования Преодоление проблем обучающихся I II III IV V Поддержка профессионального самоопределения и профессиональная ориентация – чья проблема?
70 Оценка готовности подростков к профессиональному самоопределению
71 Матрица результатов педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков
72 Целевая концентрация и технологическая организация средств поддержки профессионального самоопределения молодежи Создание школьниками продуктов, значимых для проектирования послешкольного образовательно- профессионального маршрута Организация профориентационно значимого социального партнёрства бизнеса, НКО и государства с целью организации приобретения подростками профориентационно-значимого опыта Следование комплексному характеру профориентации, компенсация её типичных рисков, подготовка педагогов Использование позитивного профориентационного потенциала профильного обучения (элективы, портфели достижений, ИУП, «кредиты», тьюторство Профессиональная ориентация, поддержка самоопределения школьников и профильное обучение Создание нового поколения профориентационно значимых информационных источников и инструментов
73 Целевая концентрация и технологическая организация средств поддержки профессионального самоопределения молодежи Использование позитивного профориентационного потенциала профильного обучения (элективы, портфели достижений, ИУП, «кредиты», тьюторство Профессиональная ориентация, поддержка самоопределения школьников и профильное обучение использование профориентационного потенциала предпрофильной подготовки (элективные и профильные курсы, применение инструментов накопительной оценки и самопрезентации – «портфолио») создание ситуаций ответственного выбора учащимся содержания образования, форм обучения, способа фиксации его результатов, включения обучающихся в процедуры определения образовательной «стоимости» результатов собственной учебной деятельности («кредитов»)
74 Целевая концентрация и технологическая организация средств поддержки профессионального самоопределения молодежи Создание школьниками продуктов, значимых для проектирования послешкольного образовательно- профессионального маршрута Профессиональная ориентация, поддержка самоопределения школьников и профильное обучение Профориентационно значимый продукт - овеществлённый, воспринимаемый другими итог практической работы учащегося (с использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды), проводившейся в процессе группового взаимодействия с применением инструментов рефлексивного осмысления её процесса и результата
75 Целевая концентрация и технологическая организация средств поддержки профессионального самоопределения молодежи Организация профориентационно значимого социального партнёрства бизнеса, НКО и государства с целью организации приобретения подростками профориентационно значимого опыта Профессиональная ориентация, поддержка самоопределения школьников и профильное обучение Дефицит третьего сектора Нереализованный потенциал «третьего сектора» (целевая благотворительная программа содействия профессиональному самоопределению детей-сирот, пример реализации – на следующем слайде)
76 Оценка результатов реализации Программы профориентации детей-сирот «Контрольные точки»
77 5-7 КЛАССЫ8-11КЛАССЫВЫПУСНИКИ ДО 23 ЛЕТ МОДУЛЬ 1 Трудовое воспитание МОДУЛЬ 2 Профориентация и самоопределение МОДУЛЬ 3 Сопровождение профессионального образования и трудоустройства выпускников Содержательные линии Программы Дети Специалисты -повышение готовности к оказанию педагогической поддержки профессионального самоопределения и сопровождению трудоустройства - формирование ключевых компетентностей; - рефлексивное осмысление профориентационно значимого социального опыта; -сопровождение профессионального образования и трудоустройства Детские учреждения -профориентационно значимые партнёрские отношения -кабинеты профориентации и ресурсные центры трудоустройства Дистанционная поддержка: Информационные источники и инструменты поддержки, сетевые взаимодействия, переподготовка специалистов Трансляция опыта
78 ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ДИРЕКТОРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДУ «Справочник выпускника» Рекомендации для специалистов ДУ Положение о ресурсном центре и т.д. Сайт поддержки Программы Е – learning Cредства компьютерно- опосредованной коммуникации участников программы и трансляции опыта Модуль «Сопровождение проф.образования и трудоустройства» Дистанционная поддержка профессионального самоопределения Модуль «Профориентация и самоопределение » «Личные кейсы» Рекомендации для специалистов ДУ Положение о кабинете профориентации Диагностические инструменты Рабочие тетради Рекомендации для специалистов ДУ Диагностические инструменты Модуль «Трудовое воспитание» Сборники материалов научно-практических конференций Продукты для благополучателей Обновляемые программы установочных и текущих региональных семинаров Инициативы по изменению нормативного обеспечения образовательного процесса ДУ
79 Целевая концентрация и технологическая организация средств поддержки профессионального самоопределения молодежи Следование комплексному характеру профориентации, компенсация её типичных рисков, подготовка педагогов Профессиональная ориентация, поддержка самоопределения школьников и профильное обучение применение средств, соответствующих специфике направления работы (диагностика, профинформация, морально-эмоциональная поддержка, помощь в конкретном выборе, в планировании карьеры в контексте построения всей жизни и др.); использование всего многообразия форм и методов работы; учет особенностей реализации средств профессиональной ориентации с подростками, имеющими ослабленное здоровье; с инвалидами; с сиротами; с осужденными; с детьми мигрантов и т.д.
80 Целевая концентрация и технологическая организация средств поддержки профессионального самоопределения молодежи Создание нового поколения профориентационно значимых информационных источников и инструментов Профессиональная ориентация, поддержка самоопределения школьников и профильное обучение
81 Целевая концентрация и технологическая организация средств поддержки профессионального самоопределения молодежи Создание нового поколения профориентационной литературы Профессиональная ориентация, поддержка самоопределения школьников и профильное обучение «Путешествие в мир профессий» (1-4 класс) «Кем я хочу быть» (5 6 класс) «Познаю себя и профессии» (7 8 класс), «Профессиональное самоопределение: Выбор профиля обучения и профессии» (9 класс) «Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере» (10 класс)
82 Использование «докомпьютерного» опыта работы в МУК 1998: ОО Технология Модуль «ПС\о» 2004 Предпрофильна я подготовка Подростки: активизирующие методики, игры Работа с психологом Проектирование вариантов образовательного маршрута Педагоги: анкетирование Родители: лекция о путях продолжения образования Работа с психологом
83 Использование опыта реализации УМК «Твоя профессиональная карьера» Образ «Я» Изучени е Раздела 1 Факторы выбора Мир профессий Изучение Раздела 2 Варианты выбора
84 Структура курса:«Профессиональное самоопределение: Выбор профиля обучения и профессии» (9 класс) Твои возможности без границ Рынок труда и образовательных услуг Проектирование версий … Мои помощники … Портфолио – копилка моих достижений Притязания человека и его профессиональная карьера. Практика – лучший способ познать себя и профессию Изменения в обществе и мире профессионального труда Принятие решения о выборе направления продолжения образования Пути продолжения образования и приобретения профессии
85 Сюжетная линия курса
87 Использование информационных источников и инструментов для решения задач, ранее не востребованных массовой практикой (в условиях профилизации старшей школы) способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута раскрыть (на примере персонажей курса - воображаемых сверстников учащегося) возможности приобретения практического опыта, необходимого для принятия решения о выборе профиля дальнейшего обучения сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образования Задачи курса
88 По итогам работы учащегося с курсом, педагогам необходимо дать ответ на следующие вопросы повысилась ли компетентность подростка в отношении ситуаций проектирования послешкольного образовательного- профессионального маршрута повысилась ли готовность подростка выступать в качестве субъекта собственного выбора произошли ли изменения в содержательной и операциональной сторонах планов учащихся, связанных с выбором профиля обучения и направления дальнейшего образования (и какие именно) научился ли подросток конструировать варианты выбора; выявлять и ранжировать факторы, влияющих на их выбор; сравнивать варианты между собой; выявлять ограничители выбора и определять пути их преодоления Оценка результативности курса
89 Активизация профессио- нального самоопределения подростков достигается следующими приёмами применение способов логической аргументации при проектировании конкретных версий продолжения образования использование интриги сюжетной линии, использование биографических примеров акцентирование внимания на ценностно-смысловых проблемах, «незавершенность действия» эмоциональное воздействие при помощи введения яркой, необычной информации «Пользователь курса» или «субъект самоопределения»?
90 Варианты включения в курс проектной работы, игровых упражнений
91 Включение проектной работы «Радуга московских профессий»в структуру опубликованного УМК Твои возможности без границ Изменения в обществе и мире профессионального труда Рынок труда и образовательных услуг Пути продолжения образования и приобретения профессии. Притязания человека и его профессиональная карьера. Практика – лучший способ познать себя и профессию Проектирование версий … Мои помощники … Портфолио – копилка моих достижений Принятие решения о выборе направления продолжения образования Первая и вторая части проектной работы Работа с таблицей принятия решения Третья и четвертая части проектной работы
92 Профессия, востребованная «вчера» Профессия, востребованная «сегодня» Профессия, которая будет востребована «завтра» Профессия из художественного произведения или медиапространства Профессия тех производителей товаров и услуг, с которыми происходят встречи в повседневной жизни Профессия одного из родителей, родственников, знакомых Твоя вероятная профессия Этап проектной работы Составляем «радугу московских профессий»
93 Этап проектной работы: «Уточняем радугу московских профессий» A-B является ли областью приложения духовных и физических сил человека? предполагает ли специальную подготовку и периодическую переподготовку? C-D является ли ограниченным (вследствие разделение труда) видом трудовой деятельности? выполняется ли за определенное вознаграждение, не только материальное, но и моральное? E-F является ли деятельностью, которая направлена на пользу обществу, а не только на удовлетворение своих потребностей? дает ли человеку определенный социальный статус, "визитную карточку«?
94 Этап проектной работы: «Изучаем радугу московских профессий» Изменения этой профессии в прошлом, настоящем, будущем Уровень образования для данной профессии, учебное заведение профессионального образования, где можно приобрести данную профессию, его сайт: как поступить, чему учат, как переподготовливают… Много ли представителей данной профессии уходит из неё и почему? Кто и как оценивает результаты работы представителя данной профессии? «Родственные» профессии Пригодность к данной профессии Опасности, вредности, риски носителя данной профессии? Есть ли место творчеству в данной профессии? Реальные представители данной профессии, которые стали известными людьми Профессия и хобби, свободное время и рабочее. «Крылатые выражения», принадлежащие представителям данной профессии, афоризмы, пословицы, анекдоты Эта профессия на телевизионном экране, в литературе, кинематографе (искажения, ирония) Массовая или редкая? О чем, как правило, сообщает представитель данной профессии своему работодателю в своем резюме (а если он обходится без него, то какие вопросы может задать ему работодатель при приеме на работу)? Попробуйте придумать еще несколько аналогичных вопросов, которые имеют отношение к данной профессии, соотвествующему ей сценарию получения образования или к родственным профессиям.
95 Этап «Моя профессия – самая лучшая» Что я возьму из «спектра» профессий для проектирования своей - «самой лучшей» Каковы возможные варианты продолжения образования? Какие факторы выбора повлияют на выбор?
96 «Таблица принятия решения»
97 Формирование запроса на поддержку Результаты работы с «таблицей принятия решения» Выделение ограничителей выбора Поиск «помощников и защитников»
98 Эмоциональная включенностьДеловая включенность Общая удовлетворенность вербальные и невербальные выражения безразличия к проблеме демонстративная включенность в посторонние проблемы и занятия демонстративные выражения недовольства редкие проявления заинтересованности отсутствие элементов деловой включенности при общей пассивности сдержанные вербальные и невербальные проявления неудовлетворения неравнозначная заинтересованность формальная деловая включенностьнеравнозначная удовлетворенность обычный уровень заинтересованности (вербальное и невербальное оживление, отдельные вопросы) неформальная деловая включенность, стремление вникнуть в содержание проблем, выполнить задания нормальная удовлетворенность (вербальная и невербальная приветливость, отсутствие скованности и демонстративности) сверхнормативные эмоциональные проявления (желание спорить, аргументировать свое согласие или несогласие) сверхнормативная деловая активность (готовность работать дополнительное время, инициативы по совершенствованию процедур работы) сверхнормативные признаки удовлетворенности (неформальные выражения благодарности) Наблюдение за подростками в ходе реализации курса
99 Работа с результатами
100 «Пока несостоявшийся» ИУМК (основная идея)
101 Зарубежный пример
102 Информационные источники
103 Информационные источники
104 Информационные источники
105 Информационные источники
106 Информационные источники
107 «Делай как я» - это значит «не надо за мной». Колея эта только моя. Выбирайтесь своей колеёй! В.Высоцкий Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.