Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСтепан Петяев
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной лингвистики Тема 9. Нейролингвистика: мозг и речь Коновалова Юлия Олеговна
2 Цель: познакомиться с некоторыми положениями нейролинвистики
3 Задачи: 1.Объяснить понятие «нейролигвистика» 2. Определить связь между строением мозга человека и структурой языка 3.Описать проявления функциональной асимметрии мозга
4 Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Вопросы для повторения изученного материала Понятие «нейролингвистика» Функциональные нарушения мозга и нарушения речи Вопросы для самопроверки Литература
5 Ключевые слова темы: Нейролингвистика Мозг Афазия Функциональное нарушение Кора головного мозга Подкорка Полушарие Извилина
6 Вопросы для повторения изученного материала 1.Ненастоящие слова, не имеющие значения, называются … а) квазисловами б) окказионализмами в) лексемами
7 Вопросы для повторения изученного материала 2.Люди придумывают окказиональные слова, если … а) не хотят использовать обычные слова б) не знают, как называть какой-либо предмет в) хотят изменить лексический состав языка
8 Вопросы для повторения изученного материала 3. Грамматическое значение слов … а) имеет только общее, абстрактное значение б) может иметь какое-то образное значение
9 Вопросы для повторения изученного материала 4. Текст, связанный с реальной жизненной ситуацией, называется … а) действительностью б) дискурсом в) монологом
10 Вопросы для повторения изученного материала 5. Назовите 3 признака текста: 1………………………. 2………………………. 3……………………….
11 Нейролингвистика - наука, изучающая зоны и механизмы головного мозга, ответственные за порождение и понимание речи.
12 Истоки нейролингвистики Середина ХХ века А.Р. Лурия Неврология + психология + лингвистика = НЕЙРОЛИНГВИСТИКА
13 Истоки нейролинвистики Нейролингвистика и психолингвистика: Возникли в одно время Имеют общие проблемы и предмет изучения
14 Предпосылки нейролингвистики 1861 г. Французский анатом П. Брока: Поражение лобной извилины левого полушария Человек теряет способность говорить, но понимает речь.
15 Предпосылки нейролингвистики 1874 г. Немецкий психиатр К.Вернике: Поражение височной извилины левого полушария Человек может говорить, но не понимает чужую речь.
16 Центры речи в головном мозге
17 Предпосылки нейролингвистики Нарушение речи (говорения или понимания) – афазия.
18 Предпосылки нейролингвистики Поражение правого полушария не влияет на речь (способность говорить и понимать). Вывод: Левое полушарие отвечает за порождение и восприятие речи.
19 Функциональная асимметрия мозга Левое полушарие – логическое, рациональное мышление Правое полушарие – образное, эмоциональное мышление
20 Функциональная асимметрия мозга Долгое время считалось, что левое полушарие – главное. Современные знания: Речевая зона у разных людей может располагаться в разных полушариях: Правши – левое полушарие Левши – правое полушарие
21 Функциональная асимметрия мозга Эксперименты (при лечении больных эпилепсией): «выключать» полушария (по очереди)
22 Функциональная асимметрия мозга «Выключенное» левое полушарие: Неразличение фонем, но хорошее восприятие интонации, мелодии. Уменьшается запас слов, непонимание абстрактных существительных. Пересказ текста: краткий, но много ключевых слов
23 Функциональная асимметрия мозга «Выключенное» правое полушарие: Различение фонем, слов, но непонимание интонации, мелодии, речи мужчин или женщин. Запас слов резко увеличивается, появляется многословие. Пересказ текста: подробный, но ключевые слова не все.
24 Функциональная асимметрия мозга Вывод: Правое полушарие отвечает за целостный смысл текста (общее содержание). Левое полушарие отвечает за словесную полноту текста.
25 Функциональная асимметрия мозга Л.В. Сахарный: В мозгу есть как бы две грамматики – левополушарная и правополушарная.
26 Функциональная асимметрия мозга Обычные учебники по грамматике – левое полушарие: Выделение слов, предложений, выбор правильных названий предметов. Правое полушарие – обработка информации с опорой на подсознание.
27 Выводы 1. Порождение речи: Бытовое общение (простые ситуации, простые слова и синтаксические конструкции) – правое полушарие (левое - минимально). Сложные, абстрактные темы – активно левое полушарие.
28 Выводы 2. Восприятие речи: Оба полушария работают от первого слова: Левое: воспринимает языковые знаки (слова и предложения). Правое: воспринимает целостную картину и рисует образы. Далее: два полушария объединяют информацию и соотносят с действительностью.
29 Выводы 3. «Правый мозг» сам может оценить любую ситуацию и не нуждается в словах, но без «левого мозга» «правый мозг» не сможет выразить словами никакую точную мысль.
30 Литература к теме: 1.Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, – С.105 – 119.
31 Спасибо за внимание!
32 Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.