Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнтонина Арзамасцева
1 «Групповая работа на уроках химии как форма развития коммуникативных умений» Учитель химии ГБОУ СОШ 139 СВАО Зубкова Елена Михайловна Городская научно-практическая конференция «Августовский педсовет- 2013» 27 августа 2013 год
2 «Уже недостаточно просто знать что-то; более важно знать почему и как» (Карл Роджерс «Свобода учиться») Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. (Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
3 Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия
4 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий
5 Семь шагов в обучении умению работать Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык. Помогите учащимся понять, из чего это умение/навык состоит. Организуйте практику. Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением. Стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики. Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата. Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
6 Коммуникативные компетенции: Письменная коммуникация, Публичное выступление, Продуктивная групповая коммуникация знания о средствах, способах и закономерностях общения; знания психологических особенностей личности; владение средствами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций; саморегуляцию собственного поведения. Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности
7 Коммуникативные действия Планированиесотрудничества: определение цели,определение цели, распределение функций,распределение функций, выработка способоввыработка способоввзаимодействия Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов: выявление проблемы,выявление проблемы, поиск и оценка способовпоиск и оценка способов разрешения конфликтов, разрешение конфликтаразрешение конфликта на практике Управлениеповедениемпартнера Владение монологической и диалогическойречью Умение полно и точно выражать свои мысли
8 Цель проекта – Создать условия для формирования коммуникативных умений через работу ассистентов учителя и организацию работы в группах. «Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому – и я научусь» «Уча – учись»
9 Ассистент – ведущий урок Вместе с учителем участвует в подготовке к уроку. Самостоятельно проводит урок или его элементы.
10 Ассистент – организатор Оказывает помощь учителю в организации работы на уроке и во внеурочное время. Проверяет готовность учащихся к уроку Напоминает учащимся правила работы, требования к результатам работы, наблюдает за соблюдением правил работы. Ассистент – эксперт Оказывает помощь учителю при проверке заданий учителя: тестов, упражнений, выступлений (по эталону). Оценивает результаты учебной работы - заданий, текстов, исследований, докладов, презентаций, выступлений.
11 Ассистент – лаборант Помогает учителю при выполнении экспериментальных работ (лабораторных, практических). Следит за соблюдением учащимися класса или учебной группы техники безопасности при выполнении экспериментальных работ. Ассистент – консультант Консультирует одноклассников при выполнении учебных заданий. Объясняет одноклассникам трудный материал, который сам хорошо понял.
12 Организация групповой работы на уроке Создание условий для сотрудничества, активной умственной и практической работы, формирования умений и навыков. Использование возможностей каждого ученика. Развитие чувства ответственности.
13 Разновидности групповой работы на уроке «Конкуренция: каждый сам за себя» «Геройство: один за всех» «Партнерство: каждый за всех» «По ступенькам: один, в паре, в группе, в классе»
14 Алгоритм подготовки к уроку с использованием групповой формы работы Определить цели и задачи урока: какие знания учащиеся должны усвоить; какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть; какие качества будут проявлять; какие чувства будут выражать; как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока. Определить роли учащихся в группах. Определить этапы работы групп. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.). Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
15 Технология организации работы в группах на уроке 1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах; анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
16 Роли и обязанности членов учебной группы Координатор – организует работу всей группы. Консультант - помогает при выполнении учебных заданий; объясняет трудный материал, который сам хорошо понял. Секретарь – ведет записи, следит за соблюдением рабочей тишины и за временем. Эксперт - следит за ясностью и точностью выступлений учеников; оценивает выполнение элементов задания.
17 Алгоритм работы в группе Определите цель деятельности своей группы на уроке. Обсудите с товарищами задание и шаги по его выполнению. Будьте внимательны к мнению всех членов группы. Распределите задания между собой и обозначьте отведенное на это время. Помогайте друг другу. Подготовьте презентацию выполненной работы, распределите роли и очередность выступления. Доброжелательно и внимательно относитесь к другим группам.
18 Варианты оценивания работы членов группы: Персональная оценка. Одинаковая оценка. По результатам ответа представителя группы. По результатам ответа самого слабого учащегося в группе. работы учебной группы: Оценка работы группы в целом по результатам выполнения общего задания. Оценка работы группы по сумме отметок или по среднему баллу. По итогам работы класса.
19 Критерии оценивания продуктивной групповой коммуникации - умения организовывать учебное сотрудничество Умение работать в команде: Взаимопомощь Ответственность Активность Умение принимать и анализировать мнения других: Взаимоуважение Умение слушать других
20 Уровни сформированности продуктивной групповой коммуникации: I Уровень – низкий (1-2 балла), II Уровень – средний (3-4 балла), III Уровень– высокий (5-6 баллов) «Умение работать в группе» ФИ Умение работать в команде Умение принимать и анализировать мнения других Взаимопомощь (2 балла) Ответствен- ность (2 балла) Активность (2 балла) Взаимо- уважение (3 балла) Умение слушать других (3 балла)
21 Рубрикатор для оценивания уровня сформированости продуктивной групповой коммуникации Критерии: Показатели сформированности I Уровень 1-2 балла II Уровень 3-4 балла III Уровень 5-6 баллов Умение работать в команде Не реагирует на просьбы одноклассников об оказании помощи; требует постоянного контроля при выполнении задания; не проявляет инициативу при выполнении работы. Не всегда отзывается на просьбы оказать помощь в работе; иногда отвлекается при выполнении задания; принимает посильное участие в работе группы, пытаясь проявить инициативу. Умеет оказать эффективную помощь в группе; ответственно, не отвлекаясь, выполняет задание; принимает активное участие в работе группы, проявляет инициативу, предлагая идеи. Умение принимать и анализировать мнения других При выполнении задания часто создает конфликтную ситуацию; не может спокойно выслушать одноклассника, часто перебивает при общении, навязывая свою точку зрения. Пытается строить отношения в команде на основе доверия, не всегда уважая точки зрения других. Иногда провоцирует конфликтную ситуацию, не всегда внимательно слушает собеседника. Умеет строить отношения в команде на основе доверия, уважая точки зрения других. Спокойно, не создавая конфликтную ситуацию, ведет себя в течение всей работы группы; не перебивает собеседника при общении.
22 «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан Сент-Эзюпери
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.