Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНиколай Михалычев
1 Урок русского языка в 9 классе Тема урока: Русский язык как…
2 ...человек чрез слово всемогущ; Язык всем знаниям и всей природе ключ; Во слове всех существ содержится картина, Сообществ слово всех и действиев пружина. Г.Р. Державин
3 – единица языка, служащая для названия отдельного понятия. – наиболее конкретная единица языка. – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить. Слово
4 И.А. Бунин «В лесу, в горе родник, живой и звонкий…» 1905 г. В лесу, в горе родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшей иконкой, А в роднике берёзовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!
5 Диалектные слова голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.
6 Синквейн («смысловой треугольник»). Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов:. Существительное прилагательное. прилагательное глагол глагол глагол предложение родник живой звонкий не люблю люблю любуюсь Родник – символ святой и вечной Руси
7 И.А.Бунин «Родник», 1900г. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный: Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной.
8 Кластер «ассоциативное дерево»
9 Речь и язык Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.
10 КоммуникацияКоммуникация Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача»). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение. Язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.
11 И.А.Бунин «Слово» 1915 г. Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.
12 А.А. Ахматова «Мужество», 1942 г. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах И мужество нас не покинет Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки !
13 МетонимияМетонимия Метонимия – замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. Например: город шумел – шумели люди на улицах города. Такой перенос возможен, потому что все эти люди – жители города.
14 А.А.Фет Я пришел к тебе с приветом…1843г. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся. Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.
15 Лексические и синтаксические средства связи Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций. Лексические повторы (лес проснулся – весь проснулся, веткой каждой – каждой птицей); Параллельные конструкции Акцентированные анафоры (Рассказать, что солнце встало, / Рассказать, что лес проснулся, / Рассказать, что с той же страстью, как вчера, пришёл я снова, / Рассказать, что отовсюду на меня весельем веет /; использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние (страсть, счастье, веселье, песня ).
16 Параллелизм (от греческого – рядом идущий) – одинаковое синтаксическое построение соседских предложений или отрезков речи. Рефл`ексия – есть проявление духовной жизни человека и, по мнению психологов, средство самосовершенствования личности. Анафора (греч. anaphora – «вынесение вверх») – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (здесь повторение одних и тех же слов – анафора лексическая, бывает звуковая (повторение одних и тех же сочетаний звуков), бывает морфемная (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов), например, у М. Ю. Лермонтова: Черноглазую девицу, Черногривого коня.
17 Функции языка и речи Коммуникативная функция Информативная функция Культурно-историческая функция Этническая функция Экспрессивная функция Рефлексивная функция Язык – средство связи между людьми Язык – средство сообщения информации Язык – хранитель исторической памяти народа Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности Язык служит для передачи чувств и эмоций Речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии
18 «Заверши тезис» Сегодня на уроке я узнала … Самым интересным для меня было … Для себя я возьму …
19 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И. С. Тургенев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.