Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюдмила Хмырина
2 М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться различать виды общения; понять роль и функции общения; научиться распознавать средства общения; узнать механизмы и эффекты восприятия человека человеком в процессе общения. Вопросы 1. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения. 2. Виды и функции общения. 3. Средства общения. 4. Общение как восприятие людьми друг друга.
3 I. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения Социальная роль – совокупность норм и требований, которые предъявляются обществом к лицу, занимающему определенную социальную позицию (определенный статус). Межличностные отношения – личностно значимые эмоциональные и интеллектуальные отражения людьми друг друга, которые представляют собой их внутренние состояния.
4 I. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком. Трехкомпонентная структура общения: коммуникативная сторона; коммуникативная сторона; интерактивная сторона; интерактивная сторона; перцептивная сторона. перцептивная сторона.
5 Виды общения: вербальное - невербальное; вербальное - невербальное; контактное - дистантное; контактное - дистантное; непосредственное - опосредованное; непосредственное - опосредованное; устное - письменное; устное - письменное; диалогическое - монологическое; диалогическое - монологическое; межличностное – массовое; межличностное – массовое; частное – официальное / деловое; частное – официальное / деловое; искреннее - манипулятивное. искреннее - манипулятивное. II. Виды и функции общения. Функции общения: информационная; регулятивная; аффективная.
6 III. Средства общения. 1.Язык 2. Интонация 3. Мимика 4. Позы 5. Взаиморасположение 6. Взгляды, контакт глаз 7. Жестикуляция «Удельный вес» в установлении взаимопонимания: слов – 7 %; интонаций – 38 %; неречевого взаимодействия – 53 %.
7 Процессы / механизмы социальной перцепции 1. Идентификация – уподобление себя другому человеку. Эмпатия – эмоциональное «понимание» другого, сочувствие, сопереживание. 2. Рефлексия (социально-психологическая) – сознание человеком того, как он воспринят партнером по общению. Эффекты межличностного восприятия: - эффект ореола; - эффект новизны; - эффект первичности; - эффект стереотипизации. IV. Общение как восприятие людьми друг друга.
8 Выводы по лекции Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться различать виды общения; понять роль и функции общения; научиться распознавать средства общения; узнать механизмы и эффекты восприятия человека человеком в общении. Выводы Определено, что когда играются роли, люди действуют как единицы социальной структуры; однако, даже играя социальную роль, человек остается уникальным живым существом и по-своему реагирует на связанных с ним людей. Сущностью общения выступает установление и развитие контактов между людьми, вызванные необходимостью в совместной деятельности. Общение состоит из интеракции, коммуникации и перцепции. Существует множество различных видов общения в зависимости от оснований. Функции общения: информационная, регулятивная, аффективная. Средства общения: язык (речь), интонации, мимика, позы, дистанция, взаиморасположение тел, взгляды, контакт глаз, жесты. Основные механизмы межличностного восприятия: идентификация, рефлексия. Основные эффекты социального восприятия: эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, эффект стереотипизации.
9 Спасибо за внимание! Constantine Данная лекция разработана кандидатом психологических наук, доцентом Сергеем Никифоровичем Жеребцовым
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.