Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиктория Слонова
1 Форум "Формирование системы общечеловеческих ценностей школьников методами курсов духовно-моральной направленности" Доклад на тему: «Православная культура – составляющая общечеловеческих и духовных ценностей у учеников» Протоиерей Александр Макаров Святогорская Лавра мая 2013 г.
2 План: 1) Особености понятий культура и православная культура; культура; 2) Краткий экскурс в историю культуры Святой Руси; Руси; 3) Яркие представители православной педагогики; 4) Православная культура и общечеловеческие ценности; ценности; 5) Реальные современные шаги сотрудничества Церкви и системы образования Украины; Церкви и системы образования Украины;
3 Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (Большой энциклопедический словарь) Существует более 500 определений понятия «культура». Самое распространенное:
4 Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять, на последней высоте техники и цивилизаций, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка»Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять, на последней высоте техники и цивилизаций, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка» Иван Ильин. Книга «Основы христианской культуры».
5 1. Дух христианства есть дух овнутренения. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Нравственное состояние человека ценится не по его материальным последствиям и не по внешней пользе, из него проистекающей, но по внутреннему состоянию души и сердца человека, его переживающего. Так, произведение искусства художественно не тогда, когда эффектна и оригинальна его эстетическая материя, но тогда, когда оно верно своему сокровенному, духовному предмету. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа: христианскую культуру может творить только христиански укрепленная душа. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа: христианскую культуру может творить только христиански укрепленная душа.
6 2. Дух христианства есть дух любви. Бог есть любовь ( 1 Иоан. 4, 8). ( 1 Иоан. 4, 8). Мысль, движимая любовью, становится силою разума, прилепляется к познаваемому предмету и дает настоящее знание. Воля, рожденная из любви, становится совестною, благородною волею и оказывается источником настоящих христиански-героических поступков. Воображение теряет свой холод, перестает быть праздной и безразличной игрой, загорается духовным огнем, и начинает воистину видеть и творить. А земная похоть, в просторечии именуемая любовью, не заслуживает этого имени; но, проникнутая любовью, она перестает быть элементарною, страстною одержимостью и начинает осуществлять законы духа. Мысль, движимая любовью, становится силою разума, прилепляется к познаваемому предмету и дает настоящее знание. Воля, рожденная из любви, становится совестною, благородною волею и оказывается источником настоящих христиански-героических поступков. Воображение теряет свой холод, перестает быть праздной и безразличной игрой, загорается духовным огнем, и начинает воистину видеть и творить. А земная похоть, в просторечии именуемая любовью, не заслуживает этого имени; но, проникнутая любовью, она перестает быть элементарною, страстною одержимостью и начинает осуществлять законы духа. Вот почему христианин не верит в культуру без любви. Любовь к Богу есть для него источник веры. Вот почему христианин не верит в культуру без любви. Любовь к Богу есть для него источник веры.
7 3. Далее, дух христианства есть дух созерцания; он учит нас смотреть в чувственно невидимое (2 Кор. 4, 18) и обещает нам, что чистые сердцем, живущие в мире и святости увидят Господа лицом к лицу (Мф. 5, 8). Согласно этому, у человека имеется особая, невынудимая сила духовного, сердечного созерцания, которой дано видеть Бога и узнавать все божественное в мире. Эту силу созерцания христианство даровало и завещало всей человеческой культуре. Именно ею добываются высшие, благодатные синтезы в науке; именно она творит всякое истинно- художественное искусство; Сама же по себе она есть не что иное, как молитвенное обращение к Богу. И потому мы можем сказать: христианство завещало людям строить культуру, исходя из молитвенного созерцания и пребывая в нем.
8 4. Далее, дух христианства есть дух живого творческого содержания, а не формы, не отвлеченных мерил и не ветхой буквы (Римл. 7, 6.). Не в том смысле, чтобы вовсе не ценилось начало формы, т.е. предела, закона, свершения и завершенности; но в том смысле, что отметается начало пустой, отвлеченной, самодовлеющей формы, лишенной насыщающего ее и освящающего ее содержания. Не в том смысле, чтобы вовсе не ценилось начало формы, т.е. предела, закона, свершения и завершенности; но в том смысле, что отметается начало пустой, отвлеченной, самодовлеющей формы, лишенной насыщающего ее и освящающего ее содержания. Христианин ищет не пустой формы, а наполненной; он жаждет формы, рожденной из глубокого духовно насыщенного содержания. Он ищет искренней формы. Он хочет быть, а не казаться.
9 5. Дух христианства есть дух совершенствования. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5, 48). Это не значит, что христианин считает себя совершенным или по крайней мере близким к совершенству существом, вопреки всякому трезвению и смирению. Но это значит, что христианин имеет перед своим духовным взором Божие совершенство, которым он и измеряет все житейские дела и жизненные обстояния. Христианин не только созерцает Совершенство, но и себе вменяет в обязанность совершенствование: отсюда у него живой опыт греха и чувство собственной недостойности; Вот откуда в христианстве этот дух ответственности, самообвинения, покаяния; дух прилежания, добросовестности, труда, самообуздания, дисциплины, подвига. Вот откуда в христианстве этот дух ответственности, самообвинения, покаяния; дух прилежания, добросовестности, труда, самообуздания, дисциплины, подвига.
10 Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, составители славянской азбуки (IX в.) Краткий экскурс в историю культуры Святой Руси:
11 Православная культура на Руси официально начала развиваться с 988 г.
12 И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжноеИ поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное (Повесть Временных лет, XII в.) …А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли… (Стоглав, 1551)
13 Пересопницкое Евангелие рукописный памятник искусства XVI века, написанный на позднем западно-украинском диалекте древнерусского языка, один из первых таких переводов Евангелия. Создано в годах сыном протопопа Михаилом Василевичем и архимандритом Пречистенского монастыря Григорием, которые начали работу в с. Дворце (ныне Хмельницкая область), а завершили в Пересопнице (ныне Ровненская область). Заказала книгу княгиня Анастасия Заславская (ур. Гольшанская) В 2001 и 2008 напечатаны факсимильные издания
14 1884 г. – созданы церковноприходские школы. Сюда приводили детей 6-7 лет для обучения сроком на 3 года с целью «распространять в народе образование в духе православной веры Церкви». Изучали Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметику. Для сельской местности это было первое и единственное учебное заведение.
15 В чем состоит цель нашей жизни? Каково наше значение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?. (Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Соч., т. I, Киев C ) В статье "Быть и казаться" Пирогов Николай Иванович указывает на необходимость поглубже проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети. "Скажите, спрашивает он, что выше, святее духовного сближения с этим Божьим, чудным детским миром? О, если бы все родители и педагоги по призванию вошли в этот таинственно-священный храм еще девственной души человека: сколько нового и неразгаданного еще узнали бы они. Как обновились бы! Как поумнели бы сами!"
16 Вообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том, что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнутаВообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том, что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнута (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985)
17 Просторная, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из Божественной и русской истории, рисунками его учеников (среди них был известный в будущем художник Богданов- Бельский). Тут же висел большой снимок с изображения Богоматери работы Васнецова, находящегося в Киевском Владимирском соборе («Богоматерь, несущая миру спасение»). Эту репродукцию подарил школе сам художник. Просторная, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из Божественной и русской истории, рисунками его учеников (среди них был известный в будущем художник Богданов- Бельский). Тут же висел большой снимок с изображения Богоматери работы Васнецова, находящегося в Киевском Владимирском соборе («Богоматерь, несущая миру спасение»). Эту репродукцию подарил школе сам художник. На стенах висели таблицы с красивыми заставками и орнаментами, написанные крупным славянским уставом рукою самого Рачинского и заключавшие тропари двунадесятых праздников, догматики и другие молитвы и церковные песнопения На стенах висели таблицы с красивыми заставками и орнаментами, написанные крупным славянским уставом рукою самого Рачинского и заключавшие тропари двунадесятых праздников, догматики и другие молитвы и церковные песнопения Сергей Александрович Рачинский
18 В девять часов вечера при непременном присутствии Сергея Александровича читали вечерние молитвы. В субботу и предпраздничные дни уроки оканчивались в двенадцать часов дня. После обеда производилась общая уборка здания школы, а потом ученики шли в баню и, вернувшись, все вместе пили чай. После чая сам Рачинский читал и объяснял очередное воскресное или праздничное Евангелие
19 РЕЗУЛЬТАТ. Знаменитые ученики школы Рачинского: Богданов-Бельский Николай – художник, ученик до весны 1882 года, один из трех юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Никонов Тит художник-портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Петерсон Иван художник, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Богданов Иван инфекционист, доктор медицинских наук, член- корреспондент АМН СССР. Васильев Александр - протоиерей, духовник царской семьи, пастырь- трезвенник, патриот-монархист. Синёв Николай - доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, в заместитель председателя государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, лауреат Сталинских и Государственных премий (1943, 1951, 1953, 1967). Третьяков Николай - преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.
20 Некоторые из общих человеческих ценностей: - Семья (любовь родителей и детей, понятия «мать» и «отец») Некоторые из общих человеческих ценностей: - Семья (любовь родителей и детей, понятия «мать» и «отец») - Отечество (любовь и бережное отношение к родной земле) - Уважение к людям (почтительное отношение) - Здоровье и здоровый образ жизни (отказ от наркотиков, курения, - Отечество (любовь и бережное отношение к родной земле) - Уважение к людям (почтительное отношение) - Здоровье и здоровый образ жизни (отказ от наркотиков, курения, алкоголя, физическая культура) - Искусство (музыка, живопись, литература, архитектура) алкоголя, физическая культура) - Искусство (музыка, живопись, литература, архитектура) - Знание (развитие интеллекта на пользу обществу) - Дружба (стремление к добрым отношениям и взаимопомощи) - Знание (развитие интеллекта на пользу обществу) - Дружба (стремление к добрым отношениям и взаимопомощи)
22 «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:36-40) (Матф.22:36-40)
23 Православная вера обогащает духовными идеями разные сферы нашей культуры.
24 Живопись: Павел Рыженков. Победа Пересвета
25 Кинематограф и музыка
26 Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
27 Свято-Успенская Святогорская Лавра
28 Свято-Успенская Почаевская Лавра
29 Для укрепления нравственности и духовности учащихся, важно воспитать у них исторически свойственное нам христианское мировозрение и я-концепцию.
31 Грех – греч. «промах» или «непопадание в цель». Грех есть несоответствие человека цели своего существования... "Делание добродетели есть хранение заповедей Господних" (Исаак Сирин)
32 Управление образования и науки Донецкой облгосадминистрации и Донецкая епархия Украинской Православной Церкви заключили Договор об объединении усилий в сфере образования для осуществления Проекта "Формирование ключевых компетентностей личности на основе библейской истории и христианских ценностей". (2012 г) Управление образования и науки Донецкой облгосадминистрации и Донецкая епархия Украинской Православной Церкви заключили Договор об объединении усилий в сфере образования для осуществления Проекта "Формирование ключевых компетентностей личности на основе библейской истории и христианских ценностей". (2012 г) В 2011 г. Министерство образования и науки Украины утвердило программу для общеобразовательных учебных заведений 1-11 кл. «Библейская история и христианская этика»
34 «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.